Для европейского человека японские острова являются кладезем уникальных культурных направлений. Они привлекают своей простотой и одновременно необычностью. Японский театр раскрывает большую часть тех культурных особенностей, вызывающих восторг и изумление при знакомстве с этой страной. Восточные острова открылись всему миру относительно недавно, потому узнавать о них новую информацию приходится даже сейчас.
Немного истории
Страна, раздираемая междоусобными войнами на протяжении всего своего существования, едва ли сохранит точные упоминания о зарождении отдельно взятого искусства. Но примерно можно сказать, что театральная деятельность её началась около седьмого столетия нашей эры. Как и сам японский народ, это направление пришло на острова через ближайшие к «большой земле» границы с Китая, Кореи и с берегов России, тогда ещё принадлежавших айну.
Айны – один из первых народов, заселивших японские острова. Сначала обитали у реки Амур и в южной части Камчатского полуострова. По последним данным переписи населения, основное место пребывания народа на нынешний момент – остров Хоккайдо.
Самыми древними направлениями японского театра считаются пантомимы(гигаку) и танцы(бугаку). Изначально их проводили при религиозных обрядах и национальных праздниках. Бугаку существует и по сей день, а вот гигаку утратил свои значимость и постепенно выместился новыми видами пантомим.
Разновидности японского театра
Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура на протяжении многих поколений практически не подверглась изменениям. Можно выделить всего несколько жанров спектакля:
- Ногаку
- Кёген
- Бункару
- Театр теней
- Кабуки
Японский театр Ногаку
Изначально им могли насладиться только высшие чины феодального общества, однако до наших дней он дожил, претерпев некоторые изменения. В нём объединились два направления: Но и кёген, который преимущественно игрался для простой толпы. Если в классическом театре Но присутствует сложный сюжет и дорогие декорации, то в кёген обычно комедийные сцены, что призваны смешить крестьян. Они не такие проработанные и длятся значительно меньше.
Временем основания театра Но считается 14 век нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Прародителем жанра считается Канъами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, у них получилось создать новый жанр, который популярен спустя сотни лет. Оба актёра посвятили жизнь популяризации собственного искусства.
Саругаку – вид фарса в японском театре, состоящих преимущественно из акробатических элементов. Отдалённо напоминает современный цирк.
Стоит уделить внимание способу выражения эмоций. Актёры прошлого решили не развивать актёрскую игру мимики, а заменили её на маски – у актёра был на вооружении целый арсенал масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы особые маски, которые меняли выражение лица в зависимости от угла – если смотреть снизу, то можно было увидеть грустное лицо, а сверху – радостное. И наоборот. Для работы с подобными масками приходилось работать с определёнными углами при игре, что доступно только опытному актёру.
Сюжет пьесы чаще всего идёт из уст главного героя. Он рассказывает о событиях, подводящих к основному действу, а уже после присоединяются второстепенные персонажи.
Кёген
Изначально служил интермедией для ногаку. В последнем зачастую присутствовало слишком много драмы. И чтобы не портить настроение зрителям, иногда в выступлении делались небольшие юмористические перерывы.
Эти сценки не имели влияния на общий сюжет. И по большей сути были небольшими отступлениями из жизни главных героев. Здесь было множество знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и несуразиц.
После Второй мировой войны интерес к Японии чуть возрос. Кёген стал популярен на западе и ему стало уделяться больше сценического времени. Со временем он образовал отдельный жанр, который теперь функционирует без поддержки «старшего брата».
Бункару
Театр, не ограниченный ни полом, ни возрастом зрителей и исполнителей. Актёры рассказывают народные истории и легенды о героях прошлого в виде больших кукол. Сюжеты этого жанра чаще состояли из мистических и легендарных событий. Из кукол проще создать немыслимые образы, коих в фольклоре страны восходящего Солнца более, чем достаточно. Постепенно изменившись структурно — в действо стали вклиниваться живые актёры – бункару превратился в невероятное шоу с красочными образами и обилием разной музыки.
Японский театр теней
Самое популярное искусство средневековой Японии. Пришёл он, правда, из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал часть другой культуры. Изначально принципиальным отличием было использование одних только бумажным кукол, которыми управляли актёры, что двигали их бамбуковыми палочками снизу. Но спустя некоторое время и тут стали участвовать люди в качестве главных героев.
Действо происходило на большом полотне из бумажной ткани. На некотором расстоянии от него располагался источник света, который отбрасывал тени кукол на само полотно. «Герои» же танцевали и исполняли песни о своих приключениях, битвах с противниками и злыми духами Они.
Они – в синтоизме – огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно красного, чёрного или голубого цвета. Обитают в японском подобие ада – дзигоку. Свирепые воины, что обладают хитростью и коварством, отчего часто принимают человеческий облик.
Кабуки
Принципиально мужской японский театр. Именно он вышел дальше всех за пределы страны и стал популярен среди иностранцев. Примечательно, что, если в сцене и присутствует женский персонаж, играет его всё равно мужчина. Возможно, это пошло от военных походов самураев, когда на много месяцев приходилось покидать дом, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальных частей. Они идут неразрывно друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект исполнения.
На нашем сайте есть подробная статья об этом театре: тут.