Культура и традиции

Особенности Японского театра Кабуки


Японцы считают Кабуки сложнейшим из искусств. Долгая подготовка к представлению, тщательный подбор деталей, каждый из которых раскрывает персонажа, неповторимый грим: все это позволяет получить зрителю незабываемый опыт.

История

Считается, что название «кабуки» – существительная форма «кабуку» (от архаичного слова «катамаку» – «отклоняться»), которая относится к предпочтению ношения костюмов кричащих цветов, а также к девиантному поведению, популярному в городских районах Киото и Эдо с конца периода Сэнгоку до начала периода Эдо. Таких людей называлиかぶき者 «кабуки-моно».

В то время мужские кимоно предпочтительно были однотонные, коричневые или синие. Но кабукимоно носили яркие женские кимоно, длинные вакидзаси с ярко-красными ножнами, большими цубами, нашивали шкурки животных на хакама, отделывали воротники бархатом, делали оригинальные прически, отращивали бороды.

Оригинальный танец, かぶき踊りкабуки одори, включающий новаторские движения и яркие костюмы, захватил Киото в эпоху Кэйтё (1596 – 1615 гг.).

Основан он был женщиной по имени Окуми. Впервые перформанс Окуни и её труппа исполнили на берегу реки Камо в Киото (в 1603), а через несколько лет они выступили в замке сёгуна в Эдо (в 1607). Он включал сцену, в которой мужчина заигрывает с таю в чайном домике. В настоящее время Окуни называют «Идзумо-но Окуни», но в документах современников такого имени нет, и нет подтверждения, что она мико Идзумо Тайся.

Кабуки одори со временем стал исполняться на сценах Но и ханамити ещё не была установлена. В период Эдо название «кабуки» не было общепринятым, официально кабуки одори относился к 狂言 кёгэн.

Эпоха Мэйдзи стала для Кабуки серьезным испытанием. Европейское влияние на японскую культуру не прошло даром, и традиционные постановки, пропитанные восточным колоритом, сменились привычными для европейцев спектаклями.

В XXI веке Кабуки популярен не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире. В 2005 году театр был включен в «декларацию шедевров наследия» Юнеско.

Дети в спектакл

Особенности Кабуки

Изначально актеры Кабуки представляли зрителям замысловатые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет в представлениях появился позже. В настоящее время искусство Кабуки предполагает очень сложный макияж актеров, замысловатые костюмы и диковинные парики.

Специфические движения помогают зрителям понять происходящее на сцене.

Актеры на сцене совершают преувеличенные, утрированные действия, что является одной из главных особенностей жанра. Это связано не только с традицией театре, но и с тем, что в пьесах герои говорят на одной из старинных форм японского языка. Понять их порой не могут даже жители Японии.

Вышивка

Зрительный зал

Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.

Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.

Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.

Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста.

Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».

Персонажи Кабуки

Героев представлений можно разделит на несколько категорий:

  • «Татияку» — смелый, благородный молодой мужчина, который может быть либо воином, либо влюбленным в прекрасную даму героем;
  • «Катакияку» — антагонист пьесы. Противостоит главному герою, отличается хитростью и коварством. Иногда Катакияку раскрывают как положительного персонажа, который в силу обстоятельств вынужден совершить нелицеприятный поступок;
  • «Докэката» — комик, который вносит в действие юмор и смешит зрителей;
  • «Кояку» — персонаж, роль которого исполняет ребенок;
  • «Оннагата» — собирательное название для всех женских образов. Это может быть пожилая мудрая дама или юная девушка, воительница или супруга одного из персонажей.

Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.

Известная постановка

Виды постановок

В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:

  • Дзидай-моно. Эти пьесы освещают период с 15 по 17 века и обычно посвящены каким-либо историческим событиям, произошедшим в реальности. Дзидай-моно повествуют о подвигах великих воинов и носят трагическую окраску;
  • Сэва-моно. В основе постановок сюжет о благородном герое, куртизанке, которая борется за его любовь, и ее сопернице;
  • Сесагото. Представления, в которых на первый план выходит музыкальное сопровождение. Сюжет их обычно прост. Он повествует о двух влюбленных, которые волей обстоятельств не могут быть вместе. В конце представления герои совершают самоубийство. Долгое время в Японии были запрещены пьесы Сесагото, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.

Что такое театр Кабуки

Кабуки –役者の芸術якуся но гэйдзюцу (актёрское искусство). Актёры, выступавшие в период Эдо, считались суперзвёздами, игрой которых восхищались. Основой якуся но гэйдзюцу были представления «和事(わごと) вагото» Саката Тодзюро I, который работал в Киото в эпоху Гэнроку, и «荒事(あらごと) арагото», основанное Итикава Дандзюро I в Эдо.

Вагото – «мягкий» стиль игры, который ассоциируется с регионом Кансай (Осака–Киото). Здесь публика предпочитала пьесы, действие которых происходит в реальном мире. Это подчеркивается реалистичностью речи и жестов.

В вагото практиковали искусство «やつしяцуси», в котором молодой господин (сын высокопоставленного феодала), или сын из богатой купеческой семьи отрекается от семьи ради любви к куртизанке Персонажи вагото в пьесах Тикамацу Мондзаэмона слабые, как дети, но уязвимость делает их немного смешными и очень симпатичными. Существуют стандарты, связанные с персонажами вагото, целый ряд физических приёмов для создания соответствующего впечатления. Актёры вагото, как правило, не пользуются преувеличенным макияжем и костюмов.

С другой стороны, «арагото» представляет напыщенную и стилизованную игру героев, стиль, преувеличивающий все аспекты роли (грим кумадори, парики, яркие костюмы, огромные мечи) для изображения доблестных воинов, свирепых богов или демонов. Движения также преувеличены, включают эмоциональные позы «見得миэ», «にらみнирами», когда персонажи на мгновение замирают.

О чем пьесы Кабуки – классификация

Жанры кабуки можно разделить на кабуки кёгэн и кабуки буё. Кабуки буё – танцевальная драма с использованием элементов Но и Кёгэн.

Кабуки кёгэн делятся на дзидаймоно и сэвамоно в зависимости от содержания. Дзидаймоно («исторические») относится к произведениям в повествовательном стиле, основанным на исторических фактах, имевших место до периода Эдо, пьесам о происшествиях, возможно имевших место в семьях придворной знати, самураев, среди священниках в средневековье. Сэвамоно («бытовые») – мещанские пьесы, изображающим социальные условия периода Эдо.

Дзидаймоно о семейных происшествиях называют оиэ-моно, те, которые относятся ко времени от периода Асука до периода Хэйан – отёмоно. Сэвамоно, в которых особенно сильны реалистические элементы, называют кидзэвамоно. В эпоху Мэйдзи родился поджар сэвамоно, дзангоримоно, изображающий социальные условия того времени.

Кабуки кёгэн также можно разделить на категории по происхождению – переписанные нингё дзёрури называются марухонмоно, и исполняемые в стиле оригинальных пьес Но и кёгэн, дэндэнмоно.

Известные пьесы кабуки

«Двойное самоубийство в Сонэдзаки»:

Ботан Кодо (Пионовый фонарь):

«Ёсицунэ и тысяча вишневых деревьев»:

«Месть 47 ронинов»:

«Сугавара и секреты каллиграфии»:

«Момидзигари»:

Известные актеры и драматурги Кабуки

  • Адати Сабуродзаэмон
  • Тикамацу Токудзо
  • Фудзикава Санпати
  • Фукумори Кюсукэ II
  • Юкио Хагивара
  • Хонья Хансити
  • Икэнами Сётаро
  • Канай Юсукэ I
  • Канэмима Кайсукэ
  • Каватакэ Мокуами
  • Кэма Нанбоку
  • Кёгэндо Сако II
  • Мацуда Бункодо
  • Мацусима Тёфу I
  • Мимасуя Нисодзи
  • Мураока Кодзи I
  • Нагава Камэсукэ I
  • Накамура Дзюсукэ II
  • Намики Гохэй II
  • Намики Сосукэ
  • Окамото Кидо
  • Одзакая Хаппо
  • Сакурада Дзисукэ I
  • Сэгава Дзёко II
  • Синода Сасукэ
  • Такарада Дзюсукэ
  • Тэнмая Кюсити
  • Цуруя Нанбоку IV
  • Цуути Кухэйдзи I
  • Тикамацу Хандзи
  • Донцу Ёсабэ I
  • Фудзимото Тобун
  • Фукумори Кюсукэ III
  • Хасэгава Син
  • Хонья Сосити
  • Кадота Соробэ
  • Канадзава Рюгоку I
  • Кацу Гэндзо III
  • Каватакэ Носин II
  • Кимура Энбу
  • Масуяма Кинпати I
  • Мацуда Хякка
  • Мацуя Райсукэ I
  • Мимасуя Сиро
  • Мурасе Гэндзабуро
  • Кунисукэ Нагава
  • Накамура Дзюсукэ IV
  • Намики Гохэй III
  • Намики Сёдзо I
  • Окамура Сико
  • Садосима Сабуродзаэмон
  • Сакурато Бунсаку
  • Сэгава Дзёко IIIII
  • Судзуки Сэндзабуро
  • Такэмото Сабуробэ III
  • Тоё Харускэ I
  • Цуруя Нанбоку V
  • Уно Нобуо
  • Тикамацу Монкё
  • Эномото Торахико
  • Фукути Оти
  • Фукуока Ягосиро
  • Хаякава Дэнсиро
  • Хорикоси Нисодзи I
  • Канай Сангё
  • Канадзава Рюгоку II
  • Кацу Хёсукэ
  • Каватакэ Синсити I
  • Кимура Кинка
  • Масуяма Кинпати II
  • Мацуи Кодзо I
  • Маяма Сэйка
  • Мисима Садохати
  • Мураяма Дзюхэйдзи I
  • Нагава Симэсукэ I
  • Накамура Сэйгоро II
  • Намики Дзюскэ
  • Намики Сёдзо II
  • Окуно Сасукэ
  • Сакакияма Кансукэ I
  • Савамура Бундзи
  • Сэй Басэцу
  • Тадзима Коносукэ I
  • Такэсиба Кисуи
  • Тоёда Итто
  • Цуути Эйси I
  • Ямамото Касэки
  • Тикамацу Мондзаэмон
  • Фудзикава Сакоку
  • Фукумори Кюсукэ I
  • Фурукава Синсуи
  • Ходзё Хидэдзи
  • Итиока Саданори
  • Канай Сансё
  • Канэко Икко
  • Кацуи Гэнпати
  • Каватакэ Синсити III
  • Томико Кимура
  • Мацу Канси
  • Мацуи Кодзо II
  • Мимасуя Хёго
  • Мисима Юкио
  • Нагава Иссэн I
  • Нагава Симэсукэ III
  • Намики Гохэй I
  • Намики Миёскэ
  • Нисидзава Иппо
  • Осараги Дзиро
  • Сакакияма Сагисукэ
  • Сэгава Дзёко I
  • Кацусукэ Сибая
  • Такарада Дзюрай
  • Тацуока Мансаку
  • Цубоути Сёё
  • Цуути Ханэмон

Ключевые элементы выступления Кабуки

Пьесы кабуки имеют некоторые характеристики, которых нет в других театральных постановках. Прежде всего, кабуки кёгэн строится на основе типологии «сэкай» (мир). Под этим понимается время, место, фон, персонажи истории, основанной на легендах или исторических событий, знакомых всем зрителям. Хотя сэкай иногда бывает лишь предпосылкой для создания кёгэна, который может отклоняться от оригинальной истории. В некоторых случаях в одну программу объединяется несколько «сэкай».

В период Эдо каждому актёру отводилась одна роль, и строго соблюдалось разделение, аналогичное системе статусов в обществе в целом. Двумя основными категориями были татэяку (мужские роли в старину) и оннагата (женские роли в старину), но со временем среди татэяку выделились тэки (катаки)-яку (роли врагов), кроме того, были созданы вакасюката, оядзи, докэката, среди оннагата – вакаоннагата (молодые женщины) и кася-ката (пожилые женщины). Дети-актеры также являются отличительной чертой кабуки.

Музыка

Музыку кабуки делят на три категории: гэдза, сёса-онгаку , ки и цукэ.

  • Гэдза включает музыку и звуковые эффекты, за черным бамбуковым занавесом, – ута (песня) под аккомпанемент сэмисэна (как правило, ута исполняют несколько исполнителей), айката или игра на сямисэне, но без вокала, и наримоно, которое исполняют на сямисэне и ударных инструментах.
  • Сёса-онгаку – музыка, исполняемая на сцене и сопровождающая актрёскую игру и танцы. Она включает несколько стилей. Например, нагаута сопровождает танцы, такэмото декламирует части пьесы, которые относятся к декорациям. Актёры стараются синхронизировать свои реплики с ритмом такэмото.
  • Ки и цукэ относятся к характерным звукам, издаваемых при ударах по двум квадратным дубовым доскам.

Танец

Сёсагото – один из жанров кабуки, наряду с дзидаймоно и сэвамоно. Существует несколько видов танцев. В целом его можно разделить на неповествовательный танец под нагаута и танцевальную драму со сложными сюжетными линиями и персонажами.

Техники исполнения

  • Миэ относится к остановке актера в характерной позе в самый разгар представления. Подобно технике покадровой анимации, она используется, чтобы произвести впечатление и создать живописность на сцене.
  • Татимавари – стилизованная боевая сцена. Эффектная сцена «один против всех» присутствует почти во всех эпических драмах.
  • Роппо – техника стремительного, жестикулирующего выхода на ханамити. Изначально исполнялась при выходе на сцену, но позднее – исключительно при отступлении к ханамити. Название происходит от движения рук и ног в шести направлениях  (Север, Юг, Восток, Запад, Небо, Земля).
  • Кэрэн – общий термин, используемый для сценических трюков.

Костюмы

Костюмы Кабуки экстравагантны и разнообразны. Утикакэ для ойран с вычурными и инновационными дизайнами, камисимо (костюм самурая) для респектабельности, хантэн и юката для стильных горожан.

Макияж

В Кабуки существуют разные методы грима, включая кумадори, но, все она направлены на достижение «характера». Кабуки вообще часто называют искусством «характера». Например, оннагата (женские роли) не обязательно имитируют женщин. Каким бы высоким ни был голос, он всё равно не похож на женский. Важно то, чтобы выглядеть как женщина. Основная идея Кабуки в том, чтобы изображать персонажей в прямой манере, включая грим, костюмы, манеры. По этой причине героев гримируют для того, чтобы их характеры выделялись, в то время как остальные исполнители, которым не обязательно показывать свою личность, находятся на сцене практически без грима.

Картина

Считается, что кумадори зародился в период Эдо, когда Итикава Дандзюро I покрасил тело в красный цвет, играя роль Саката Кинтоки (взрослый Кинтаро).

Кумадори используется в основном в дзидаймоно. Кумадори применяется для того, чтобы подчеркнуть особенности характера персонажа, например, обладающего сильным чувством справедливости или необыкновенной силой. Многие мифологические, легендарные, исторические личности намеренно нереалистичные, чтобы сделать их эффектнее и интереснее, а кумадори – один из приёмов.

С другой стороны в сэвамоно тема сосредоточены на происшествиях, случившихся между горожанами периода Эдо, в преувеличении нет необходимости. Сцены изображаются реалистично, персонажи одеты в простую одежду с минимальным количеством грима.

Цвет кумадори также важен для создания характера.

В основном существует три типа – красный (赤ака), синий (青ао) и коричневый (茶тя). Красный выражает чувство справедливости, чистоту помыслов, страсть, это цвет героев. Синий используется для злодеев. В Кабуки плохими парнями могут быть влиятельные люди, придворные вельможи. Коричневый (также называемый тайсягума) – цвет сверхъестественных существ.

Грим может меняться по ходу пьесы для одной и той же роли. Хороший человек может превратиться в злодея. Важно обращать внимание на изменения во внешности (макияж, причёска, костюм), что свидетельствует о трансформации душевного состояния.

Прежде чем наносить осирои используют грунтовку, масло бинцукэ, которая обеспечивает сцепление с «пудрой» и помогает создать ровный белоснежный цвет. Для бровей применяю воск, называемый тайхаку. Осирои растворяют в воде и наносят на лицо быстро, за один приём, иначе пудра высохнет и ляжет неровно. Затем проходят по ней спонжем, чтобы удалить лишнюю влагу и обеспечить сцепление с грунтовкой.

Наконец, в дело вступают красная и черная суми-тушь. Линии рисуют вдоль мышц и костных выступов для создания трехмерного эффекта.

Дизайн декораций и реквизит

Декорации включают сложные механизмы, вращающую сцену в центре сцены подъёмные устройства, ловушки, занавески, что позволяет исполнителям и фону претерпевать удивительные трансформации.

Участие аудитории

Во время выступлений зрители могут выкрикивать имя любимого актёра, аплодируют, реагируя на захватывающие действия на сцене.

Кабуки в наши дни

В большинстве современных трупп Кабуки играют мужчины. Имеются несколько женских трупп, однако им не удалось достигнуть мастерства, которое актеры мужского пола оттачивали на протяжении четырех веков.

 Интересно, что в театре обычно играют представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, которые не состоят в династии, стать актером непросто. Дети начинают участвовать в пьесах с раннего возраста, постепенно перенимаю опыт родителей. Это позволяет открыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которые не преподаются ни в одном учебном заведении.

Актеры Кабуки знамениты в Японии: они часто приглашаются на телешоу и исполняют роли в игровом кино.

А 1975 году зрителям в театре стали предлагать наушники, позволяющие понять происходящее на сцене. Благодаря этому быстро вырос интерес иностранцев к традиционному японскому театру. В 2005 году в Японии сняли первый фильм в жанре Кабуки. А в 2002 году основательнице театре, танцовщице и актрисе Окуни, в Киото поставлен памятник.

Кабуки — один из самых ярких образцов японской культуры. Самобытный и необычный, загадочный и наполненный многочисленными символами, он словно отражает саму душу Страны Восходящего Солнца.

В настоящее время в Кабуки также ставят пьесы современных авторов, пьесы, основанные на манге и аниме-фильмах.

Где можно увидеть Кабуки

  • Единственный театр, посещённый исключительно кабуки, – Кабукидза в Токио. Но пьесы кабуки исполняются через равные промежутки времени в таких театрах Токио как Синбаси Энбудзё, Национальный театр, Мэйдзидза, театр Ниссай, общественный зал Асакуса (каждый Новый год) и других.
  • В Осака – Сётикудза.
  • В Киото – Минамидза.
  • В Нагоя – Мисонодза.
  • Кю Конпира Осибай – старейший из существующих театров Японии, расположенный в Котохира (уезд Накатадо префектуры Кагава)
  • Утикодза – театр в Утико (уезд Кита префектуры Эхимэ)
  • Эйракукан – старейший театр, расположенный в Идзуси (город Тоёока, префектура Хёго)
  • Коракукан – театр в Косака
  • Кахо — театр, расположенный в городе Иидзука префектуры Фукуока .
  • Ятиёдза в городе Ямага, префектура Кумамото

За границей и онлайн

Кабуки гастролирует под названием Сётику Окабуки (от театральной компании Сётику).