Культура и традиции

Особенности Японского театра Кабуки

Японцы считают Кабуки сложнейшим из искусств. Долгая подготовка к представлению, тщательный подбор деталей, каждый из которых раскрывает персонажа, неповторимый грим: все это позволяет получить зрителю незабываемый опыт.

Особенности Японского театра Кабуки

История

Кабуки зародился в XVII веке. Основой нового театра стали ритуальные танцы, совершаемые жрецами культа Идзумо Тайся. Иероглифы, которыми записывается название Кабуки, переводятся как «пение, танец и мастерство». Однако есть и другая трактовка название — в буквальном переводе оно обозначает «нетрадиционный».

Основоположником жанра стала служительница храма Идзумо по имени Окуни. Однажды Окуни, уже прославившаяся своими танцами-молитвами, отправилась в Киото, чтобы собрать денег на нужды храма. Девушка не только танцевала, но и показывала забавные сценки, которые пришлись по нраву зрителям. Окуни решила не возвращаться к жизни храмовой служительницы, а вместо этого собрала вокруг себя женщин, которых отвергало общество, и научила их своему искусству.

Сперва в театре имели право играть только женщины. В качестве основы для представлений брались подчас неприличные, фривольные сцены из повседневной жизни. Связано это с тем, что театр Кабуки создавался как альтернатива театру Но, предназначавшегося только для элиты и высокопоставленных чиновников. Кабуки так быстро обрел популярность у простых людей и прославился, что уже первый состав театра получил право показать свое искусство самому императору.

Из-за двусмысленных сцен в 1629 году женщинам было запрещено участвовать в постановках. Поэтому главные роли начали исполнять актеры-юноши. Представления были дополнены акробатическими номерами, а вместо комических пьес начали ставиться драматические. Правда, всего через 23 года участие юношей в постановках также запретили и роли стали играть зрелые мужчины. Тогда же драматические сюжеты окончательно вытеснили комедийный жанр.

Эпоха Мэйдзи стала для Кабуки серьезным испытанием. Европейское влияние на японскую культуру не прошло даром, и традиционные постановки, пропитанные восточным колоритом, сменились привычными для европейцев спектаклями.

К счастью, традиции Кабуки не были утрачены. В начале прошлого века театр пережил второе рождение.

В XXI веке Кабуки популярен не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире. В 2005 году театр был включен в «декларацию шедевров наследия» Юнеско.

Грим театра Кабуки

Цвета грима в театре Кабуки наполнены символическим значением. Например, если актер исполняет роль молодого человека, он покрывает лицо белой краской. Чем старше персонаж, тем более темным должно выглядеть его лицо. Мужественность отражают полосы на щеках и на лбу.

Особенности Японского театра Кабуки

Нюансы характера персонажа помогают передать каноны Кумадори. В каноны включены несколько оттенков красного и синего, а также черный. Красный олицетворяет смелость и преданность своему делу, черный — возвышенность и наличие сверхъестественных способностей. Синий же оттенок отражает приверженность злу.

Женские роли в Кабуки все еще доверяют исполнять актерам-мужчинам. Однако благодаря тщательному гриму и актерскому искусству зрители могут не догадываться об этом.

Наносится грим в несколько этапов:

  • волосы собираются в тугой пучок на затылке;
  • на лицо и шею наносятся белила. В качестве белил применяется рисовая мука. Иногда в театре использовались белила из цинка, однако после нескольких случаев отравления актеров эта практика сошла на нет;
  • тонкой кистью краска наносится на губы и глаза. Если актер по ходу действия показывает язык, краска может наноситься и на него;
  • белилами покрывают все открытые части тела актера;
  • на голову надевается парик;
  • на лицо наносят полосы традиционных оттенков. Эти полосы показывают характер героя, опытные зрители по узору на лице могут даже «считать» историю жизни персонажа. Иногда актеры незаметно наносят эти полосы на лицо во время пьесы, что подчеркивает смену характера персонажа.

Особенности Кабуки

Изначально актеры Кабуки представляли зрителям замысловатые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет в представлениях появился позже. В настоящее время искусство Кабуки предполагает очень сложный макияж актеров, замысловатые костюмы и диковинные парики.

Актеры на сцене совершают преувеличенные, утрированные действия, что является одной из главных особенностей жанра. Это связано не только с традицией театре, но и с тем, что в пьесах герои говорят на одной из старинных форм японского языка. Понять их порой не могут даже жители Японии.

Специфические движения помогают зрителям понять происходящее на сцене.

Особенности Японского театра Кабуки

Зрительный зал

Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.

Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.

Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.

Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста. Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».

Персонажи Кабуки

Героев представлений можно разделит на несколько категорий:

  • «Татияку» – смелый, благородный молодой мужчина, который может быть либо воином, либо влюбленным в прекрасную даму героем;
  • «Катакияку» – антагонист пьесы. Противостоит главному герою, отличается хитростью и коварством. Иногда Катакияку раскрывают как положительного персонажа, который в силу обстоятельств вынужден совершить нелицеприятный поступок;
  • «Докэката» – комик, который вносит в действие юмор и смешит зрителей;
  • «Кояку» – персонаж, роль которого исполняет ребенок;
  • «Оннагата» – собирательное название для всех женских образов. Это может быть пожилая мудрая дама или юная девушка, воительница или супруга одного из персонажей.

Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.

Особенности Японского театра Кабуки

Виды постановок

В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:

  • Дзидай-моно. Эти пьесы освещают период с 15 по 17 века и обычно посвящены каким-либо историческим событиям, произошедшим в реальности. Дзидай-моно повествуют о подвигах великих воинов и носят трагическую окраску;
  • Сэва-моно. В основе постановок сюжет о благородном герое, куртизанке, которая борется за его любовь, и ее сопернице;
  • Сесагото. Представления, в которых на первый план выходит музыкальное сопровождение. Сюжет их обычно прост. Он повествует о двух влюбленных, которые волей обстоятельств не могут быть вместе. В конце представления герои совершают самоубийство. Долгое время в Японии были запрещены пьесы Сесагото, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.

Кабуки в наши дни

В большинстве современных трупп Кабуки играют мужчины. Имеются несколько женских трупп, однако им не удалось достигнуть мастерства, которое актеры мужского пола оттачивали на протяжении четырех веков.

 Интересно, что в театре обычно играют представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, которые не состоят в династии, стать актером непросто. Дети начинают участвовать в пьесах с раннего возраста, постепенно перенимаю опыт родителей. Это позволяет открыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которые не преподаются ни в одном учебном заведении.

Актеры Кабуки знамениты в Японии: они часто приглашаются на телешоу и исполняют роли в игровом кино.

А 1975 году зрителям в театре стали предлагать наушники, позволяющие понять происходящее на сцене. Благодаря этому быстро вырос интерес иностранцев к традиционному японскому театру. В 2005 году в Японии сняли первый фильм в жанре Кабуки. А в 2002 году основательнице театре, танцовщице и актрисе Окуни, в Киото поставлен памятник.

Кабуки — один из самых ярких образцов японской культуры. Самобытный и необычный, загадочный и наполненный многочисленными символами, он словно отражает саму душу Страны Восходящего Солнца.

Видео