Во всех культурах народов мира присутствуют танцы, но в Японии они отличаются своей уникальностью и выразительностью. Японские танцы появились более 1500 лет назад. За этот длительный период времени японское танцевальное искусство подверглось множеству изменений и преобразований. На протяжении всей истории Японии национальные праздники сопровождаются танцами: торжественными и народными плясками.
Отличительной особенностью японского танца является его тесная связь с другими видами искусства, в первую очередь с театром. Актёры передвигались по сцене, словно танцуя, а главным аксессуаром у них был веер, который мог заменить в представлении множество предметов: меч, чашу, жезл, кисть для письма и др. Таким образом, театральное представление напоминало своеобразный танец с веером.
Японцы почитают и свято хранят свои традиции, поэтому для них танец – это не просто движения под музыку, а история целой нации, своеобразный ритуал, в который вкладывался огромной смысл. Японские танцы представляют собой целые театрализованные выступления, которые показываются не только при помощи телодвижений, а в ход идут ещё и множество различных аксессуаров: веера, маски, зонты, оружие, шляпы и т.д. Каждое представление исполняется во имя чего-нибудь: прихода долгожданного времени года, богатого урожая, победе в войне или истории любви.
Направления японского танца
В японских танцах выделяют два основных направления: май и одори. Движения в представлениях категории май – спокойные и плавные, а основное внимание уделяется жестам танцоров, а одори характеризуются своей порывистостью и особым музыкальным сопровождением. Танцы направления май исполнялись во время ритуалов, а в одори при помощи жестов и движений разыгрывалось некое представление: рассказывалось о жизни простых людей и о явлениях природы.
Многие танцевальные движения произошли от древних ритуалов, которые совершались для призыва душ умерших или для того чтобы изменить погоду. Такие танцы с давних пор известны всем жителям и считаются традиционными, они остаются практически неизменными на протяжении долгих лет. И только лишь в 20 веке японская танцевальная культура претерпела нововведения, появились совершенно новые движения.
Традиционные танцы (Нихон буё)
- Дэнто-Одори. Известен с древних времён и тесно связан с народными обычаями Японии. Появился около 600 лет назад. В то время он был частью ритуала буддистов, благодаря которому души умерших возвращались на землю. Поэтому танцующие верили, что с ними танцуют их предки. Исполняется во время проведения фестиваля в честь летних праздников и только под живую музыку (флейта, сямисэн).
- Кагура. Произошёл от древних ритуальных плясок, исполнявшихся под барабанную дробь и игру флейты. Широкое распространение имел у почитателей Синтоизма. Считалось, что этот танцевальный жанр появился ещё во времена первых богов. Существует легенда о том, что богиня солнца Аматэрасу, устав от нападок своего брата спряталась в пещере и тем самым погрузила всю землю во тьму и холод. Остальные боги не могли оставить всё как есть и решили, во что бы то ни стало выманить богиню наружу. Для этого богиня веселья Аме но Узуме вместе с остальными богами устраивает пляску с дикими элементами. Таков был самый первый танец в мире. Эти элементы впоследствии и стали основой Кагура.
В древние времена его исполняли жрицы в императорском дворце, считалось, что при помощи танцевальных движений они входили в транс и позволяли вселиться в себя посланникам богов.
- Фурю-Одори. Весёлые и подвижные народные танцы, которые исполнялись на религиозных праздниках. Вначале в качестве танцоров выступали зажиточные горожане, торговцы, ремесленники, а затем появились отдельные бродячие трупы, которые гастролировали по разным городам.
- Хигаса-Одори – танец с зонтом. Появился в 18-19 веке и предназначался для увеселения китайских чиновников, прибывших в Японию с дипломатической целью. Хигаса-Одори имеет 5 разновидностей: драматический, в исполнении женщин, мужчин, молодых людей и пожилых людей. Особенно распространённым видом Хигаса-Одори был женский, облачённые в кимоно японки прибавляют зрелищу особое изящество.
- Саругаку. Пришёл в Японию в 13 веке из Китая. Там подобное искусство имело название Сангаку. Саругаку исполнялся в быстром темпе с акробатическими номерами, жонглированием и представлением фокусов. Танцоры специально приглашались на приватные торжества к богатым вельможам, а также выступали при дворе императора.
- Дэнгаку. Театрализованное представление с песнями и танцами, которое рассказывало о борьбе сил добра и зла. В дальнейшем Дэнгаку стали исполняться отдельно и имели большую популярность во время праздников урожая и возделывания земли.
В 20 веке в Японии набирает особую популярность балет, который пришёл сюда вместе с гастролями театральных групп западных стран. В это время появляются нововведения, которые носят название синбуё – новые традиционные японские танцы, другими словами – современные. Они отображают традиции Японии, просто слегка изменён ритм и характер.
С 1929 года в Японии начал развиваться новый вид танцевального искусства – балет. Спустя 30 лет была создана первая балетная ассоциация Японии, которая занималась постановкой балетов из репертуара заграничной классики.
Современные танцы (Синбуё)
- «Буто». Дословно переводится как «танец тьмы». Появился в 1959 году и является постановкой хореографа Тацуми Хидзиката. Это совершенно новый вид танцевального искусства, ни на что не похожий. Хидзиката уделил особое внимание телу танцоров, а не телодвижениям.
- Минё-Одори. Появился после Второй мировой войны. Танцоры танцуют, образуя круг вокруг специально построенной башни в центре площади или парка, под музыку «Ондо». Напоминает традиционное Дэнто-Одори, но исполняется просто для увеселения, а не с какой-либо целью.
- С 1929 года в Японии начал развиваться новый вид танцевального искусства – балет. Первые танцоры балета обучались этому искусству заграницей и возвращались на родину уже подготовленными артистами. Спустя 30 лет была создана первая балетная ассоциация Японии, которая занималась постановкой балетов из репертуара заграничной классики. В тоже время появилась и первая японская балетная школа им. Чайковского, которая выпустила в дальнейшем далеко не одну звезду мирового балета.
Танцы являются настоящим национальным достоинством Японии и всегда завораживают своей грацией и изящностью. Можно часами их наблюдать и каждый раз восхищаться духовной и телесной самоотдачей танцоров. Чтобы понять смысл танца нужно не только быть знакомым с культурой Японии, но и уметь воспринимать эмоции других. Если это вам удастся, то японский танец надолго останется в вашем сердце и памяти.