Buto – японский авангардный танец, который появился после окончания второй мировой войны. Главное в нем – это медленные и точно выверенные движения. Танцор при этом выглядит отстраненным. Буто создан под влиянием эмоций людей, переживших вторую мировую войну, удары по Хиросиме и Нагасаки. Танец также передает страх людей перед новыми технологиями, новшествами, внедряемыми в их многовековую культуру.
История возникновения
Тацуми Хиджиката создал спектакль в 1959 году, основываясь на романе Юкио Мисимы. В ходе спектакля мужчина убил курицу, совокупляясь с птицей на сцене. За это художника с возмущением выгнали с фестиваля «Kinjiki», где впервые зрителям было представлено это действие. Но Тацуми это не остановило. Он исследовал литературу Японии и Франции, интересовался гротеском, декадансом, изменением формы тела человека, его превращениями в животных, природные объекты или призраков.
В это время Кацуо Оно, друг Хиджикаты, становится популярным в Европе хореографом. Он хореографическую постановку «Дань Аргентине», посвятив его Антонио Мерсе. По словам самого Оно, этот испанский хореограф вызвал в нем любовь к танцу. В совместной работе Тацуми и Кацуо стремились выразить в движениях естественное существование человека, свободное от культуры, открытое превращениям.
Большое влияние на творчество Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно оказала немецкая хореография Der Neue Tanz. Кацуо изучал это направление в школе, открытой в Японии парой Такая Эгути и Соко Мия. Но Кацуо не нравилась европейская направленность. Прыжкам и пируэтам, направленным вверх, к Богу, противопоставляются приседы, стремление к земле. Это похоже на потустороннее действие. Вдохновившись новым направлением, Хиджиката совместно с Оно создает группу «Анкоку-буто».
Большую популярность Буто приобрел в 80-х годах XX века, когда было развито стремление подчеркнуть национальную принадлежность, создать нечто этническое. Упоминание этого направления можно встретить в любом учебнике по истории танца. К 2019 году география Буто вышла за пределы Японии: он стал популярен и в других странах.
Особенности танца Буто
Характерные черты танца формировались под влиянием поисков художниками первичного, даже первобытного состояния человека. Основные особенности Buto:
- использование индивидуальной и коллективной памяти;
- использование сцен эротического и сексуального характера, смерти;
- все действие наполнено экстримом и кажется абсурдным;
- медленные, четкие движения, полная концентрация на них танцора;
- тела практически обнажены и выкрашены в белый цвет;
- необычные образы, игривость, гротеск;
- действие происходит как в присутствии зрителей, так и без них;
- отсутствие четкой принадлежности к стилю;
- постановка может вообще не иметь движений;
- противопоставление эстетики танца западному стремлению к красоте и совершенству;
- использование традиционного японского знания, например, управление энергией.
Движения плавные, нарочито медленные, полные концентрации. Личность танцора, как и красота тела или действия не имеют значения. Танцор взывает не к разуму зрителя, а к его чувствам, рассказывая о стремлении к природе, к единению с ней.
Этапы эволюции Буто
С течением времени танец пережил значительные изменения. Трансформация танца проходила в 4 этапа, поэтому выделяют 4 поколения Buto:
- Классический. Он не признает правила танца, отрицает нормы и приличия.
- Современный. Поскольку Буто стал восприниматься как экзотика и ассоциироваться с Японией, художники избавляются от японского лица. Причиной этого стал то, что национальная специфика мешала мировому распространению искусства Буто.
- Постмодернистский. С лиц исчезает белая краска, а само искусство становится одним из направлений современного танца.
- Пост-буто. Окончательная трансформация в современный танец. Четкой границы между третьим и четвертым поколениями не существует. Но в четвертом поколении танец утратил свои особенные черты, и назвать его классическим уже невозможно.
Наши дни
В 2019 году Буто внедряется в пластический театр, становясь одним из его инструментов. Buto используется в разных практиках, художественных направлениях и постановках. Сохраняется тенденция использования тела человека как инструмента. Оно используется и как субъект, и как объект. Может выглядеть опустошенным, и наполнятся новым смыслом. В современном мире, где реальность заменяется симуляцией, Буто демонстрирует человеческое тело. Онос одной стороны утрачивает свою красоту, становится несовершенным, а с другой – обращает внимание зрителя на себя, напоминая о слабости и уязвимости.
Видео
Интересное:
японская подстилка футон