Неопытному взгляду может показаться, что японская живопись неотличима от китайской. Но это только поверхностное впечатление. Хотя, как и многое другое, художественное искусство японцы заимствовали у китайцев, но оно быстро обрело собственный, неповторимый характер. Вернее, японский характер выразился через искусство.
Периодизация японского искусства
Как нигде в мире, в Японии история искусства теснейшим образом связана с историей, точнее, с историей правящих династий. Основные периоды развития японской живописи:
- Ямато (VI – VII век);
- Нара (середина VII – VIII век);
- Хэйан (конец VIII – XII век);
- Камакура (конец XII – первая половина XIV века);
- Муромати (первая половина XIV – первая половина XVI века);
- Адзути-Момояма (вторая половина XVI века);
- Эдо (XVII – XIX век);
- Мэйдзи (конец XIX – начало XX века);
- современная японская живопись.
Каждый из периодов отличается по способу художественного выражения мира, манере письма, но неизменным остаётся преобладание пейзажей: это сквозной мотив искусства Японии. Каждый художник этой страны, от древнейших до современных, исполнен глубокого почитания природы как вечного источника жизни.
Наиболее интересны в художественном плане периоды Ямато, Муромати и Момояма.
Ямато
Это время зарождения японского искусства, период изучения Китая, перенимания его достижений. Именно тогда в Японию было завезено множество произведений китайской живописи, и японские художники смело осваивали непривычные приёмы. Древняя живопись обрела новый источник вдохновения в буддизме, который проник в страну на исходе эпохи Ямато и быстро распространился по всей территории.
Муромати
Этот период составляет величайшую славу японского искусства. Пронизанное философией дзен-буддизма, японское мироощущение нашло воплощение в двух ключевых направлениях: суми-э, в рамках которого зародилась знаменитая художественная школа Кано, и укиё-э.
Суми-э
Эта техника рисунка тушью на рисовой бумаге, привезенная в XIII веке китайскими монахами, иначе называется еще суйбоку, суйбокуга. Японские художники довели её до совершенства: монохромные пейзажи кажутся написанными акварелью. Типичные сюжеты суми-э – горы и водоемы.
Ярчайшие представители направления:
- Дзёсецу. Монах, считающийся основоположником суми-э. Самое известное произведение – «Ловля рыбы тыквой».
- Тоё Сэссю. Его работы – эталон этой техники, яркий образец которой – «Пейзаж в стиле хабоку».
- Сэссон. Интересен не только творчеством, но и происхождением: он был самураем. В его пейзажах часто присутствуют животные, как, например, на картине «Обезьяны на скалах и деревьях».
- Хосэгава Тохаку. Благодаря ему стиль суми-э приобрел необыкновенную популярность. Одна из вершин его творчества – «Сосны».
Укиё-э
Так называются гравюры на дереве, характерные для городского искусства Японии. Их содержание перекликалось с сюжетами городской литературы. В центре внимания художников – люди: гейши, артисты театра кабуки, борцы сумо. Пейзажи в укиё-э появились гораздо позже. Наивысшего расцвета этот вид ксилографии достиг уже в XVII веке, а в XVIII появилась техника цветной печати.
Художественная школа Кано
Её влияние выходит далеко за пределы Муромати: 300 лет род Кано почти безраздельно царил в японской живописи. Этому немало способствовала поддержка сегуната, официальными художниками которого были представители школы, начиная с основателя – Кано Масанобу (1434–1530). Он разработал собственный оригинальный стиль, взяв за основу суйбокуга и добавив легкую подсветку минеральными красками.
Создателем же фирменного стиля Кано стал сын Масанобу – Мотонобу (1476–1559). Он соединил письмо тушью и использование красок, но самое главное – в его творчестве получила развитие национальная традиция ямато-э. Мотонобу оказался ещё и удачливым предпринимателем: он открыл сеть художественных студий, которая разрасталась год от года.
Внука Монотобу – Эйтоку (1543–1590), можно, пожалуй, считать лучшим мастером школы Кано. Ширмы – неотъемлемый элемент японских интерьеров – в его исполнении стали символом изысканной роскоши Момояма и живописным стандартом на годы вперед. Сложный, тщательно прописанный на золотом фоне пейзаж насыщен множеством тончайших деталей, ускользающих от беглого взгляда, но завораживающих при внимательном рассмотрении.
Последний выдающийся представитель Кано – Сансецу (1589–1651), который работал уже в эпоху Эдо, когда модной стала строгая простота. И хотя он по-прежнему занимался золотыми росписями, славу ему принесли картины, выполненные тушью.
Школа Кано представляет собой цельное явление, несмотря на огромное количество художников, принадлежащих к ней. Тематика картин охватывает все традиционные мотивы – пейзажи, животных, бытовые сценки. Превосходны выполненные мастерами Кано монохромные росписи по шелку, для которых характерно сочетание реалистичного переднего плана и отвлеченного – второго: на нём изображались облака, волны, туман.
В XIX веке, когда Япония перестала быть замкнутой в себе и скрытой от мира, она некоторое время находилась под сильным европейским влиянием. В искусстве это проявилось конкуренцией традиционного и западного стиля. Но эта борьба довольно быстро угасла, и классическая японская живопись снова заняла центральное место в культуре страны.
Японская живопись, фото
Все фото взяты из открытых источников.