Культура и традиции

Сямисэн


Сямисэн, он же санген – щипковый инструмент, придуманный на Японском архипелаге. Он использовался для создания музыкального сопровождения при представлении сказки. Сямисэн – традиционный инструмент для японского певца далекого прошлого. Иногда его называют японской, дальневосточной лютней из-за сходства с европейским инструментом. Он часто использовался в сочетании с флейтами, ударными, цитрой. Сямисэн высоко ценится и в наше время, что нашло, в частности, отражение в совершенно не связанной с музыкой сфере: известная парфюмерная компания Brocard выпустила одноименные духи, ставшие всемирно популярными.

Старинная лютня

Что такое сямисэн

Википедия рассказывает о том, что струнная японская лютня имеет несколько официальных наименований. Она спроектирована на основе китайского сансина. Китайское слово можно перевести как «три струны». Классическое японское наименование получено прямым переложением этого словосочетания на язык островов: сямисен означает «три струны» на диалекте Кансая. Альтернативное объяснение наименования – японское чтение классического китайского слова. Иногда инструмент именуют пэмпэном, сями, сами.

Анализ инструмента по западной системе позволяет отнести его к хордофонам, шиповой лютне, по форме сходной с коробкой. Японцы называют инструмент шелковым, относят в одну группу с кото, бива.

Сями

История происхождения

Прежде чем стать классическим японским, сямисэн прошел длинный путь. Его придумали на Ближнем Востоке, откуда он распространился в разные регионы Азии. Примерно в 8 столетии лютня достигла китайских регионов. Оттуда первоначально шамисный инструмент завезли на Окинаву, где он сразу пришелся по вкусу местным жителям. Лишь позднее о нем узнали жители основной части страны на архипелаге. Из летописей известно, что это случилось в 1562-м. Лютня стала постоянным спутником слепых музыкантов, путешествовавших по всей Японии в эпоху Токугава. Этот класс выступавших с песней деятелей искусства именовался годзэ.

Начало 17 столетия – эпоха Эдо, чьи основные черты – экономический рост, культурный расцвет. Музыка стала неотъемлемой частью жизни японцев; одним из главных инструментов оказался пэмпэн. Его использовали не только в музыкальных, но и театральных представлениях, им сопровождали поэтические выступления и презентации живописи. Все выступления Кабуки, Бунраку проходили под музыкальное сопровождение.

Все майко в обязательном порядке учились играть на щипковом инструменте. Претендуя на работу в Есивара, всякая гейша должна была показать мастерское владение сями. В прошлом говорили о том, что веселые – это кварталы, где сями никогда не умолкает.

Пэмпэн

Устройство инструмента

Получивший широкое распространение в Японии вариант лютни – это каркас из дерева, на который плотно натянута шкура. На Окинаве пользовались кожей змеи, в основной части архипелага применяли собачью, кошачью. Традиционный инструмент оформлен кожей; отрезок материала покрывает мембрану спереди, оберегая от бати.

Струны лютни отличаются толщиной. Традиционно их делали шелковыми, позднее – нейлоновыми, тетлоновыми. Средняя длина лютни – один метр.

Для игры используется плектр (бати), сделанный из древесины, слоновой кости, черепашьего панциря, рога буйвола. Современные бати изготавливают из высококачественного пластика. Для игры на нагаута, дзиута используют предметы, выполненные в форме, близкой к идеальному треугольнику. Их края исключительно остры. Для цугарудзямисэна используется маленький бати, внешне сходный с листом гинкго.

Сами

Настройка

Настройка инструмента осуществляется под голос поющего. Можно повышать, понижать строй на ноту или несколько. Классический вариант – диапазон соль-ре.

Конструкция также зависит от того, кто будет пользоваться лютней. Например, тембр савари задают, если говорящий повествует низким голосом.

Хотя нет четких строев минора, мажора, принято использовать хонтёси в торжественном случае, сансагари для трагичной обстановки, ниагари – для создания веселой атмосферы. Наиболее распространенные строи – ё, ин.

Для сами нет четких мажорных, минорных строев

Разновидности

Виды сами отличаются в первую очередь толщиной грифа.

Хосодзао

Этот вариант сями располагает наиболее узким грифом. Как правило, его применяют, чтобы создать аккомпанемент для нагаута – длинной традиционной песни. Величина грифа – 2,61 см.

Тюдзао

Тюдзао – пэмпен, гриф которого усреднен по толщине. Этот инструмент подходит для сопровождения дзиута, камерного произведения. К нему же прибегают, если предполагается представление киёмото, токивадзу. Величина грифа – 2,55-2,61 см.

Сами отличаются габаритами частей

Чуцзао

Название можно буквально перевести как «средняя шея». По своим габаритам этот вариант наиболее близок к хосодзао. По мере приближения к точке соединения с корпусом промежутки между грифом, струнами остаются прежними (у хосодзао происходит сужение). Окончание грифа резкое, основная часть резко под изгибом входит в тело лютни. Сильный изгиб непосредственно перед точкой слияния именуют хатомунэ (голубиная грудь). За счет этого регистр несколько повышается в сравнении с хосодзао. Такой инструмент используют для сопровождения произведения дзюта, но в то же время чуцзао – наиболее универсальный вариант, применимый в разных жанрах.

Футоцзао

Буквально название можно перевести как «толстый гриф». Такой инструмент подойдет, если планируется выступление хаута или коута, ямада-рю. К нему прибегают для дзоккёку. Величина грифа – 2,4-2,46 см.

Выбор в пользу вида сами зависит от жанра произведения

Саншин

Саншин – традиционная лютня, популярная на Окинаве. Она – прародитель японского сямисэна. Саншин напоминает банджо, сформирован обитым кожей корпусом, грифом, тремя струнами. Визуально и по наименованию инструмент близок китайскому сансину. Считается, что саншин – главный традиционный окинавский инструмент, носитель души этого региона. Учиться играть на нем начинают уже в двухлетнем возрасте, не перестают практиковаться до глубокой старости. В культуре Рюкю саншин пользуется исключительным уважением, поскольку считается, что он передает голос богов. Саншин – ценное наследие, которое передается из поколения в поколение.

О саншине есть красивая окинавская легенда. Она гласит, что из одного эбенового дерева, произраставшего на Окинаве, однажды изготовили пару лютен, назвав их мужем и женой. До начала II мировой войны лютнями владела одна семья, но вместе с войной и призывом муж должен был покинуть дом. Душа семьи оказалась под угрозой, а последовавшие военные действия разрушили внушительную часть жилых построек на Окинаве. В это же время пострадало множество местных жителей. Пытаясь спасти лютни, муж спрятал их в деревянный ящик и закопал в лесу. Считается, что душа саншина помогла мужчине пройти сквозь войну живым. Когда в стране воцарился мир, пара нашла место хранения и откопала инструменты. Сейчас они принадлежат их сыну.

О разновидностях сямисэна рассказывают легенды

Как играть

Сямисэн используется на всех традиционных празднествах и мероприятиях, проводимых в Японии. Лютней пользуются музыкальные коллективы; его звуками сопровождают театральные представления и сельские праздники. Часто сямисэн звучит в кинофильмах, мультипликации. Особенность игры на инструменте – возможность корректировать тембр. Способ игры – удар бати по струнам. Изящество звука достижимо одновременным использованием бати и перебором струн. При игре особенное внимание нужно уделять савари – нижней струне. Если ее защипнуть, можно получить дополнительные звуки, расширяющие мелодику звучания. При игре следят за тем, чтобы музыка совпадала с голосом выступающего.

Стили игры:

  • Ута-моно (песня). Используется в Кабуки, подразумевает длительную интерлюдию в исполнении хаяси.
  • Катари-моно(сказание). Самый распространенный вариант исполнения. Сопровождается классическим японским пением.
  • Миньё (фольклор).

При игре нужно держать бати в правой руке, останавливать звук 3 пальцами левой руки. При игре не пользуются первым, последним пальцами. При переборе струн левой рукой можно получить изящный звук.

Видео

Интересно о сямисэне рассказывают в видео: