Младший брат Аматэрасу-о-миками, Сусаноо-но микото, согласно мифическим записям, не в состоянии был сдерживать свою великую силу и часто вызывал волнения среди богов. Однажды он был изгнан из Такамагахара, но на земле сумел победить восьмиглавого дракона Ямата-но Ороти, спас его жертву и завладел мечом – одну из трех императорских регалий (сансю-но синки). Таким образом, он превратился в отважное божество, помогающее в борьбе со злом. К нему обращаются, когда просят спасения от бедствий.
Этимология
Сусанооスサノオ «доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса» – божество моря и штормов. Точное значение имени неизвестно. Считается, что оно произошло от глагола сусабу (совершать насилие или действовать импульсивно). Некоторые лингвисты предполагают, что оно не японского происхождения, происходит от среднекорейского слова «шаман» или «мастер». Есть мифы о Сусаноо, которые включают отсылки к Корее или региону Западной Японии, ближайшему к полуострову.
В разных текстах к имени божества прилагаются почетные обращения – хая (быстрый), такэ (храбрый), каму (божественный). Как у других ками или богоподобных духов, имя Сусаноо записывается с но микото (Великий бог).
Существует версия, что «суса» в имени божества означает «буря». Деяния Сусаноо в Такамагахара 高天原 («равнина высокого неба») указывают на ущерб, нанесенный бурей. Оно имеет тот же корень, что и слово «сусуму» (продвигаться дальше, энергично творить дела) и связано с деревней Суса (Суса-го, округ Ииси) в среднем течении реки Кобэ в западном Идзумо (современная префектура Симанэ). Сусаноо считался обожествленным вождем Суса-го.
Образ Сусаноо-но микото, который можно почерпнуть из различных текстов, достаточно сложен и противоречив. В мифологии «Кики» (собирательный термин для «Кодзики» и «Нихон Сёки») он изображается сначала как раздражительный молодой человек, затем как непредсказуемый, жестокий хам, который сеет хаос и разрушение, прежде чем превратиться в культурного героя, убивающего монстров, после прихода в мир людей.
В Идзумо-но Куни Фудоки («Летопись земли Идзумо») записывается как предковый бог Идзумо Сусано, очевидно связанный с рисовыми полями, и почти ни одна из черт, связанных с ним в имперских мифологиях, не упоминается. Позднее он был синкретизирован с Годзу Тэнно, божеством-хранителем святыни Гион (буддийский монастырь Джетавана) в Шравасти.
Божественные атрибуты
Сусаноо – это ками с переменчивым нравом, часто импульсивный, но в то же время он может быть добрым, щедрым. Несмотря на эту кажущуюся моральную амбивалентность, он остается одним из самых знаменитых героев японской мифологии.
Духовная сущность ками состоит из нескольких «митама» (благородных душ), сосуществующих одновременно и дополняющих друг друга. Сусаноо – яркий тому пример. Эти благородные души влияют на то, как ведет себя божество.
Первое появление – ара-митама (荒魂 «дикая душа»), грубая, жестокая сторона. Её усмиряют с помощью соответствующих обрядов умиротворения и поклонения, после чего появляется ниги-митама (和魂 «спокойная душа»). Ара-митама проявляется в истории рождения Сусаноо и в его отношениях с сестрой, богиней солнца Аматэрасу Омиками.
Ниги-митама – нормальное состояние ками, его функциональная сторона, в то время как ара-митама появляется во время войн и стихийных бедствий. Ещё два аспекта, саки-митами (счастливая душа) и куси-митама (мудрая душа), исследователь когаку периода Эдо Мотоори Норинага считал проявлениями ниги-митама.
Императорские регалии и святыни
Божественный меч, которым Сусаноо уничтожил Ямата-но Ороти – Ама-но Хабакири 天羽々斬 (рубящий небесные крылья) или Амэ-но Охабари 天の尾羽張 (длинное перо из хвоста небес). В «Кодзики» и «Нихон Сёки» изначально он упоминается как меч длиной в десять кулаков (примерно от 75,8 см до 78,8 см) – Тоцука-но цуруги (это общий термин для мечей в японской мифологии).
Ама-но Хабакири он назван после того, как Сусаноо истребил им восьмиглавого змея. Согласно традиции, хранится в Исоноками-дзингу, святилище в городе Тэнри (префектура Нара).
Семья
Сусаноо – сын Идзанаги, брат Аматэрасу и Цукуёми, бога луны. Супруги и дети различаются в зависимости от мифов. Первая, самая любимая и выдающаяся жена – Кусинада-химэ (известна под разными именами), которая родила ему пятерых детей. Кроме неё, у него была Каму-Оитихимэ и Самирахимэ-но-Микото. Что касается детей – то их бесчисленное количество от других ками и женщин.
Мифология
Сусаноо играет решающую роль в отношении статуса Аматэрасу. Мифологический предок императорской семьи – Амэносихомини-но микото – мужское божество, появившееся на свет, в результате завета между братом и сестрой.
Рождение и изгнание
После смерти жены Идзанами, Идзанаги отправился в страну мертвых, Ёми-но куни, в надежде вернуть её. Потерпев неудачу в этой попытке, Идзанаги возвращается в мир и совершает многочисленные омовения. Сусаноо родился из капель воды, когда его отец промывал свой августейший нос.
Как только он появился на свет, сразу начал оплакивать мать. В причитаниях уже выражается его буйный характер. Идзанаги пытался успокоить его, но вопли Сусаноо становились невыносимыми для всего вокруг. Согласно «Кодзики» он отказался править вверенным ему владением, морем, и пожелал отправиться в «страну корней», Нэ-но Куни, где обитает богиня-мать Идзанами. В «Кодзики» описывается вход в Нэ-но Куни – Ёмоцу Хирасака – то же, что и Ёми-но куни.
Разозленный Идзанаги изгоняет его. Прежде чем отправиться в путешествие в подземный мир, Сусаноо решает попрощаться со своей сестрой Аматэрасу. Однако его приход на Равнину Высокого Неба сотрясает все вокруг. Аматэрасу подумала, что Сусаноо пришел захватить Такамагахара и лишить ее звания «владычествующей на небе», и появилась перед ним в боевом облачении.
Чтобы рассеять подозрения Аматэрасу, доказать свои невинные помыслы и искренность, Сусаноо предлагает заключить укэхи (завет), в результате которого появляются новые божества. Аматэрасу взяла меч длиной в десять кулаков (Тоцука-но Цуруги), который держал Сусаноо, прожевала его и выплюнула осколки. Из кусочков были созданы три богини (защитницы нации, императорского дома, морских путешествий и ками обильного рыболовства). Затем Сусаноо прожевал ожерелье Аматэрасу и из изрыгнутого им тумана дыхания появились пять земных богов, среди них Амэносихомини-но микото, отец Ниниги-но микото (легендарного предка японских императоров).
Нескончаемая гордость за свои достижения так взволновала Сусаноо, что он потерял над собой всякий контроль. Разбушевавшись, он уничтожил рисовые поля Такамагахара, осквернил фекалиями один из храмов Аматэрасу. Содрав кожу с небесного пегого жеребца, амэ-но-футикома, он швырнул его в ткацкую хижину Аматэрасу и убил одну из ткачих, которая с испугу случайно уколола себя челноком.
Испугавшись безрассудства брата, богиня солнца спряталась в пещере, заблокировав ее большим камнем. Это действие погрузило небеса и мир в полную тьму. Другие ками, благодаря умным уловкам, убедили её выйти из пещеры и вернули миру свет. В наказание ками наложили на Сусаноо наказание тикура-но окидо (заполнить тысячу (в значении много) мест искупительными дарами), ему отрезали волосы и бороду, вырвали ногти и изгнали из Такамагахара.
Ороти и покаяние
После изгнания Сусаноо спустился с небес в Асихара-но-Накацукуни («Центральная земля тростниковых равнин»), в землю Идзумо. Он подошел к истоку реки Хии и увидел несколько палочек для еды, плывущих вниз по течению. Значит, рядом должны быть люди. Сусаноо отправился на разведку и встретил пожилую пару, божеств Асинадзути и Тэнадзути.
Они поведали ему о своем горе. Ямата-но ороти (восьмиголовый змей) каждый год приходит в их дом, чтобы съесть одну из дочерей. У него «тело с восемью головами и хвостами, которое простирается на восемь долин и восемь холмов. Глаза красные, как зимняя вишня (физалис). На спине, покрытой мхом, растут дубы и сосны, а брюхо постоянно кровавое и воспаленное». И сейчас он собирается прийти за последней, восьмой дочерью Кусинадахимэ.
Сусаноо пообещал избавить их от Ороти, если старики отдадут Кусинадахимэ ему в жены. Сусаноо превратил девушку в гребень с редкими зубьями и вложил его в свои волосы. Затем он попросил пожилую пару перегнать варево из восьмикратно очищенного сакэ и построить забор. В этой ограде они поставили восемь ворот. У каждых ворот была платформа, на которой стоял чан с очищенным напитком.
Прибывший дракон, увидев расставленную для него заманчивую ловушку, окунул каждую голову в соответствующий чан. Выпив сакэ, он сильно опьянел. Согласно большинству версий этой истории, Ороти погрузился в глубокий сон, после чего Сусаноо убил его. В некоторых версия, в том числе в сато кагура (ритуальная танцевальная драма, воспроизводящая мифологические темы), Сусаноо вступил с пьяным Ороти в ожесточенный бой.
После битвы Сусаноо нашел в его брюхе (или в одном из хвостов) великолепный меч, наделенный сверхъестественными силами. Получив божественное оружие, он подарил его своей сестре Аматэрасу в знак искупления и уважения. Этот меч потом был передан Ниниги-но микото.
Для себя и своей жены Кусинадахимэ Сусаноо построил замок в стране Идзумо, в котором Асинадзути назначил главным распорядителем, а сам незамедлительно приступил к производству потомства.
Другая мифология
Многие темы японской мифологии имеют поразительное сходство с мифами других культур. Победу над Ямата-но-Ороти можно рассматривать как версию легенд об убийстве драконов средневековой Европы, где Кусинада-химэ — прекрасная девушка в беде, а Сусаноо – ее рыцарь в сияющих доспехах. История также сочетается с греческим мифом о Персее и Андромеде. Они также женятся, после того как Персей убивает морского змея и спасает Андромеду. Сам Ямата-но-Орочи похож на гидру в том смысле, что оба – существа с несколькими головами.
Святилища
- Кумано Тайся в Мацуэ (префектура Симанэ) – красивая и древняя святыня, в которой по преданию был создан огонь. Рядом с впечатляющим главным зданием находятся ещё две святыни, одна, посвященная жене бога бурь и моря, которую он спас от Ороти, другая – богине творения Идзанами.
- Суса-дзиндзя в Идзумо (префектура Симанэ). Главные божества святыни – Сусаноо, его жена Инада-химэ (Кусинадахимэ) и её родители Асимадзути-но-микото и Тэмадзути-но-микото. Говорят, что жрецы Суса-дзиндзя – потомки Окунинуси.
- Ясака-дзиндзя, расположенная в квартале Гион (район Хигасияма) в Киото. Главные божества – Сусаноо-но Микото, Кусинадахимэ-но Микото и восемь детей бога.
- Цусима-дзиндзя в Цусима (префектура Аити). Главные ками культа Цусима синкретизированные божества – Годзу Тэнно (Небесный правитель с головой быка) и Сусаноо.
- Хикава-дзиндзя в районе Омия Сайтама (префектура Сайтама). Ками, хранящиеся в Хикава-дзиндзя – Сусаноо-но-Микото, его жена Инада-химэ-но Микото (богиня риса, сельского хозяйства, брака, любви, родов и воспитания детей).
- Яэгаки-дзиндзя в Мацуэ (префектура Симанэ) согласно легенде построена на месте, где Сусаноо построил дом для себя и Кусинадахимэ. Здесь почитают Сусаноо, Кусинадахимэ и Аохата-Сакусахико-но-Микото (сына божества). Святыня посвящена сватовству и браку. Люди приходят сюда, что помолится о хорошем партнере по браку, благополучных супружеских отношениях, беременности и здоровом деторождении. В соответствии с этой темой на территории святыни можно найти несколько больших деревянных фаллосов.
Наруто
В манге Наруто Сусано – аватар, созданный чакрой ниндзя, чтобы сражаться за них, навык, доступный только обладателям техники Шаринган. Это одна из сильнейших сил, доступных тем Учиха, которые пробудили Мангекё Шаринган в обоих глазах.
Согласно словарю naruto, описанная как самая сильная защита, Сусано проявляется как гигантский гуманоид. Впервые он был представлен Итати Учиха как его главный козырь против Саске Учиха. Хотя его может разбудить каждый Учиха с помощью двух Мангекё Шаринганов, способности различаются от пользователя к пользователю.