В феодальной Японии ронин – воин, самурай без хозяина, который путешествовал по стране, предлагая свои услуги любому, кто нуждался в наемной силе. Поиск своего места в обществе и феодальной иерархии был чрезвычайно важен, поэтому ронин – непопулярный образец для подражания для начинающего самурая-ученика
Кто такие ронины
Исторические персонажи, превратившиеся в мифологических героев, опальные и странствующие самураи сыграли важную роль в формировании средневековой Японии.
Слово «ронин» состоит из двух иероглифов – 浪 «блуждающие волны» и 人 «человек». Это идиоматическое выражение для «странствующего человека» или «бродяги», того, кто находится в пути, не привязываясь к одному месту. Если говорит о том, кто такой ронин в эпоху Нара и Хэйан, то термин применялся к слугам, которые бежали с земли своих хозяев, зарегистрированной в семейном реестре (косэки), согласно системе феодального землевладения. Чтобы прокормить себя они зачастую становились грабителями и разбойниками на дорогах.
С периода Муромати до периода Эдо слово «ронин», состоящее из иероглифов 牢人 (тюрьма и человек) идентифицировало деклассированных воинов, потерявших по тем или иным причинам покровительство своего даймё (термин иллюстрировал того, кто социально дрейфует).
История
В ранние феодальные периоды, Камакура (1185 – 1333), Муромати (1336–1573), Адзути-Момояма (1573 – 1603), даже если самурай становился ронином (牢人), в разных уголках Японии постоянно случались междоусобные войны и даймё остро нуждались в боевых кадрах. Возможностей получить нового хозяина для воина было достаточно. Вследствие неспокойной ситуации некоторые ронины формировали банды, занимались грабежами и становились зачинщиками беспорядков. Статус ронина закрепился во второй половине периода Муромати.
В эпоху воющих провинций (Сэнгоку), с 1467 по 1600 год, отношения господин-слуга стали еще свободнее. Если даймё погиб в бою или попал в плен, самурай мог выбрать себе нового хозяина. Более того, недовольный отношением к нему господина он также мог уйти служить другому феодалу. Ронины подчеркивали свою свободу от обязательств одному господину, и старались найти людей, свидетельствующих об их мастерстве и владении боевыми искусствами.
Иметь в услужении даже одного влиятельного ронина для даймё означало то, что он мог рассчитывать не только на воинскую доблесть. В случае чрезвычайной ситуации ронин способен был мобилизовать армию подобных себе. В этот период многие самураи становились ронинами и переходили из одной семьи даймё в другую, некоторые даже сами становились военной элитой. Так Тодо Такатора за свою жизнь служил 10 хозяином.
Но привилегии закончились, когда Тоётоми Хидэёси объединил Японию. Даймё не было необходимости иметь много вассалов. После битвы при Сэкигахаре, в которой одержал победу Токугава Иэясу из Восточной армии, многие военные феодалы Западной армии потеряли свои территории, что привели к тому, что количество безработных самураев значительно увеличилось.
Однако до раннего периода Эдо самураев, представлявших как таково наследственную военную знать и касту офицеров, было немного, больше слуг-самураев («букэбоко хито»), известных как хоко, вакато, тюкан, комоно, в зависимости от основной функции, которую они выполняли.
Путь к тому, чтобы стать ронином
После принятия сёгунатом Токугава политики упразднения даймё класс самураев фактически был раздавлен, что не могло не привести к большому количеству ронинов. Хотя существует и новая теория, отрицающая это заключение. В период Эдо в семьях даймё было очень много слуг и новых нанимали все реже. Из-за влияния конфуцианства закрепились отношения господин-вассал, а когда самураи, разочарованные в хозяине, уходили из семьи, путь на службу другому господину был закрыт.
Хококамаэ – одно из наказаний, налагаемых даймё на самураев в периоды Адзути — Момояма и Эдо, согласно которому служба в любом другом доме запрещалась. Оговорено, что человеку, получившего хококамаэ, запрещалось оставаться в любом другом доме, даже если он был очень талантливым, и вести жизнь самурая, поскольку он нигде не мог стать слугой. Его имущество конфисковалось, а бывший хозяин мог потребовать его ареста и возвращения. Можно сказать, что это был второй по степени тяжести приговор после смертной казни в сословии самураев.
Сёгунат Эдо принял меру как средство для подавления ронинов, которых считали опасными элементами общества, после того как они присоединились к осаде Осаки и восстанию Симабара. В осаде Осаки (битве между сёгунатом Эдо и кланом Тоётоми) под знаменем Тоётоми сражалось 100 000 ронинов.
Кроме того, сёгунат Эдо предупредил ронинов, ставших наемниками (ёдзинбо) в Юго-Восточной Азии, что они могут стать источником международного конфликта. Токугава Хидэтада и Иэмицу Токугава, 2-й и 3-й сёгуны, с целью предотвратить конфликты в Юго-Восточной Азии и защиты военной мощи сёгуната, отменили торговлю сюинсэнами и запретили ронинам путешествовать в Юго-Восточную Азию.
В результате люди фактически оказывались загнанными в угол, что в конечном итоге привело к плану Юи Сёсэцу по свержению сёгуната (неудачное восстание Кэйан 1651 года). Примерно с этого времени ронинов (заключенных – 牢人) стали называть уничижительно «бродягами» (ронинами – 浪人).
Социальный статус
Сёгунат пересмотрел общепринятую политику, ослабил запрет на позднее усыновление (мацуго-ёси) и ограничение на проживание ронинов. Хотя и после этих мер не было отбоя от тех, кто по разным причинам становился «бродягой». Хотя ронин статус самурая утрачивал, ему позволялось использовать самурайский меч. Так или иначе, он оставался безработным самураем.
Следовал ли ронин кодексу Бусидо
Бусидо – этический кодекс, установленный в соответствии с определенным стандартом. На самом деле это не набор моральных законов, а ориентир, как десять заповедей в религии. Это путь, которого нужно придерживаться, насколько это возможно, но история показывает, что все зависело от обстоятельств, в которых самурай жил.
Жизнь самурая в 12 веке наполнена борьбой за хозяина и практическим использованием кодекса. Конечно, она отличается от жизненных условий в первой половине 19 века, когда самурай должен был следить за бизнесом своего хозяина. Вследствие различных обстоятельств бусидо менялся с течением времени, доказывая, что Путь Воина гораздо больше, чем устоявшийся идеал.
Бусидо было институционализировано при режиме Токугава, и стало законом, согласно которому только самураи могут носить оружие на публике. Ронины, как и законные самураи, также имели право носить два меча. Те, кто находился в стесненном положении использовали посохи, бо и дзё, или юми (лук). Большинство видов оружия отражало рю (школу боевых искусств), в которой они проходили обучение. И у ронинов были свои моральные кодексы поведения, так или иначе они следовали бусидо.
Семь добродетелей были введены в закон как таковые:
- порядочность;
- мужество;
- доброжелательность;
- уважение;
- честность;
- честь;
- верность.
Но самураи в эпоху Эдо имели больше сходства с чиновничьим дворянством, чем с образом воина, что приводило к разным взглядам на кодекс. В основном они получали жалованье за практику традиционных искусств (каллиграфия, икэбана, чайная церемония и так далее), хотя и обладали правами военного класса и по-прежнему могли убить простолюдина, если тот проявлял неуважение (как часто на самом деле это происходило, остается загадкой).
Хотя институциональному бусидо придет конец в 1873 году, концепция существовала во время Второй мировой войны и сохранилась до наших дней. Ее используют некоторые японские бизнесмены, приняв подход, согласно которому «бизнес–война».
Честь без хозяина
Ронины подвергались остракизму в основном со стороны самураев и даймё. Их повседневная жизнь, как и горожан, контролировалась мати-бугё – самураями-чиновниками, занимавшими одну из высших административных должностей, открытых для тех, кто не был даймё.
Многие ронины вынуждены были проживать в арендованных домах в крайней бедности, некоторые решались на преступления, занимались рэкетом, содержали публичные дома и нелегальные игорные заведения. Такое поведение укрепляла образ ронина как опасного и безродного человека.
Но были те, кто отказывался от принадлежности к самурайскому сословию, они становились торговцами, мастера боевых искусств открывали додзё, другие вносили свой вклад в образование простых людей и работали учителями в тэракоя, кто-то преуспел в литературе, как Тикамацу Мондзаэмон.
Известные ронины
Во времена феодальной Японии было несколько ронинов, имена которых остались в истории.
Сакамото Рёма
Сакамото Рёма – человек невероятной харизмы, который проложил путь Японии в неспокойный период Бакумацу (конец эпохи самураев) в современный период. Он родился в 1836 году в семье «деревенского самурая», принадлежащей клану Тоса на территории современной префектуры Коти. В возрасте 18 лет уехал в Эдо, чтобы получить образование и почувствовать себя настоящим самураем, где поступил в школу классического боевого искусства Хокусин Итто-рю.
В 1853 году в гавань Урага вошли Черные корабли адмирала Перри, и Рёма стал свидетелем этого исторического события. Покинув клан Тоса, он взял на себя задачу защиты резиденции феодала Тоса в Синагаве. В конце 1853 года поступил в частную школу военного ученого и мыслителя Сакумы Сёдзана, но параллельно продолжал заниматься фехтованием.
Рёма сыграл ведущую роль в военно-морском учебном заведении в Кобе, а после его закрытия правительством Токугавы, основал корпорацию Камэяма Сятю, которая превратилась в Kaientai – первую японскую торговую и судоходную компанию.
Посредническая роль Рёма имела большое значение для союза между непримиримыми враждебными кланами Сацума и Тёсю, сформировавшего исторический Альянс Сатё (Сатё домэй – союз вотчин Сацума и Тёсю). Рёма написал «Восемь предложений на борту» (Сэнтю Хассаку), которые легли в основу перехода власти от сёгуната к императору (Тайсэй Хокан).
Уникальная личность, он оказывал большое влияние на политику в неспокойный период, приведший к Реставрации Мэдзи. В возрасте 28 лет Сакамото Рёма стал учеником морского офицера и инженера Кацу Кайсю. И все это за короткий период. Этот человек мечтал реформировать Японию, но его жизнь оборвали убийцы, выступавшие против нового мира. Он умер на 33-м году жизни.
Миямото Мусаси
Один из самых известных самураев – Миямото Мусаси (1584–1645), написавший знаменитый текст о фехтовании Горинносё («Книга пяти колец»). Свой первый поединок он провел, когда ему было 12 лет, в котором убил опытного фехтовальщика, используя только деревянный посох. Мусаси жил в то время, когда эпоха воющих провинций уступали место мирному периоду Эдо. Он участвовал в битве при Сэкигахаре в качестве наемника, но не отличился на поле боя. Славу великого фехтовальщика он заработал, когда путешествовал по стране и побеждал в дуэлях многих мастеров классического боевого искусства.
Уже в возрасте Мусаси больше посвящал себя философским и духовным вопросам, за что получил титул «святой меча». «Книга пяти колец» была закончена незадолго до его смерти. Как и «Искусство войны» Сунь-Цзы, её читают бизнесмены и политические лидеры, чтобы получить советы о том, как продвигаться вперед и побеждать соперников. Мусаси также оставил после себя произведения искусства, некоторые из них признаны важными национальными культурными ценностями.
Ямада Нагамаса
Ямада Нагамаса – авантюрист, который имел большое влияние в королевстве Аюттхая в начале 17 века. Предположительно, он начал свою карьеру в качестве носителя паланкина для даймё Нумадзу. Затем учавствовал в торговой деятельности с Юго-Восточной Азией, когда Япония официально разрешила судам торговать за пределами страны.
Примерно в 1612 году поселился в Аюттхае и добился впечатляющего подъема, находясь там при короле Сонгтаме. С 1617 года он был главой тайской деревни в пределах Аюттхаи, в которой проживало около 1000 японцев. Жители деревни состояли из нескольких сотен новообращенных христиан, бежавших из Японии после религиозных преследований, ронинов, учувствовавших в битве при Сэкигахаре и осаде Осаки.
Когда ронины исчезли
В конце сёгуната Токугава ронины активно участвовали в политических движениях. С другой стороны, некоторые люди, не принадлежащие к самурайскому статусу, стали носить мечи со своей фамилией и называть себя ронинами. Большинство членов синсэнгуми (военно-полицейского отряда) – выходцы из горожан и крестьян.
После Реставрации Мэйдзи принята политика равенства между четырьмя классами и статус ронина был утрачен. С середины и до конца Мэйдзи и ранней эпохи Тайсё часть самураев переселилась в Маньчжурию и на Корейский полуостров. Их также стали называть ронинами.
Ронин в современной культуре
Многие ронины прожили интересные жизни, особенно в период стабильности Эдо, что дает возможность использовать мотив для изучения таких тем, как верность, любовь, тяжелое положение низкорожденного человека. Сложно определить ронина, кто это на самом деле. Романы, пьесы, фильмы изображают его как отверженного, непонятого обществом человека, ставшего жертвой обстоятельств и системы, но демонстрирующего сущность самурайского духа.
Эти истории бесконечно увлекательны, как дзидайгэки Акиры Куросавы, фильм Макаси Масаки Кобаяси «Харакири». В знаменитой видеоигре Призрак Цусимы, аниме-сериале Самурай Чамплу, американском мультсериале Самурай Джек главным героем технически выступает ронин, не самурай. Ронин – псевдоним некоторых персонажей вселенной Marvel Comics.
47 ронинов
История 47 ронинов (Месть Ако) основана на инциденте 1703 года, хотя действие в японском предании перенесено в 1338 год, чтобы избежать государственной цензуры.
Группа ронинов убила Киру Ёсинака, который был главным церемониймейстером (кокэ) при дворе сёгуна, отрубив ему голову в отместку за своего хозяина, Асано Наганори, который был вынужден покончить жизнь самоубийством. Событие произошло через 14 месяцев после смерти даймё Асано. В течение этого времени ронины планировали отмщение и ждали подходящего момента, После свершившейся мести все 47 ронинов совершили харакири. В повествование добавляются различные сюжетные линии, и ронины представлены во всех аспектах их жизни.
Мотивы и действия ронинов отражают идеалы общества Токугава, которым современные японцы до сих пор симпатизируют.