Культура и традиции

Кэндо – японское фехтование


Кэндо – фехтование на бамбуковых мечах и одно из старейших боевых искусств в Японии. Оно произошло от боевого фехтования, называемого кэндзюцу, которое практиковалось в Японии с момента появления однолезвийного меча изогнутой формы в 11 веке. Сегодня его преподают практически так же, как и столетия назад. Конечно, внешние условия адаптированы к сегодняшним стандартам, но идея кэндо осталась незыблемой.

Концепция кэндо

Истоки кэндо лежат в накопленном (боевом) опыте самураев, практиковавшихся в использовании нихонто (японского меча). Самураи изучали принципы владения мечом, используя сложные техники и интенсивно тренируясь.

Тренировка

Практика кэндо (путь меча) направлена на формирование тела и разума, развитие сильного боевого духа, вежливости и чести, стремление к совершенствованию. Японское «до» (путь) пришло из дзен-буддизма и дополняет другие формы интернализации, как медитация. Это не просто тренировки или соревнования по фехтованию, это фокус на японских ценностях (до). Постоянное стремление к собственному развитию позволит любить свою страну и общество, способствовать развитию культуры, миру и процветанию между народами.

Экипировка

Экипировка кэндо по существу состоит из кэйкоги 稽古着(традиционной японской спортивной куртки с запахом) и хакама, широких брюк. Особенно характерно архаичное на вид защитное снаряжение «богу» 防具, состоящее из разных частей.

Шлем

Мэн (面) защищает шею, лицо и плечи кэндока. Этот стилизованный шлем изготовлен из хлопка, покрыт кожаными клапанами (цуки-дарэ) в чувствительных зонах (горло), подбит тканевыми щитками (мэн-дарэ) для шеи и плеч. Удерживается на месте мэн-химо (связками) металлической решетки (мэн-гарэ), которая защищает всю область лица.

Две основные части до (胴), нагрудной пластины – слегка изогнутая до-дай для области живота и мунэ, защита грудной клетки. Верхняя часть мунэ изготавливается из кожи на шерстяной подкладке и вышивается. Нижний доспех до-дай имеет выраженную выпуклость, которая помогает направлять силу различных атак в сторону от чувствительных участков, расположенных посередине туловища. До-дай обычно изготавливается из лакированных бамбуковых реек и обтягивается кожей. Хотя есть и дешевые варианты – из окрашенного стекловолокна или формированного пластика.

Основные зоны поражения до – нижние стороны на уровне подмышек

Котэ (小手) защищают руки бойца. Они могут показаться громоздкими, но обеспечивают кэндока достаточную мобильность и пространство, чтобы удобно держать синай. Это позволяет бойцу наносить мощные уверенные атаки во время тренировок и соревнований.

Тарэ (垂れ) представляет толстый и прочный пояс, изготовленный из нескольких слоёв хлопка. Он плотно обтягивает талию пользователя, а пять отдельных клапанов традиционно украшены именем и гербом владельца.

Все части богу надевают в положении сидя – сэйдза.

竹刀

Тренировочное оружие – синай (竹刀). Он представляет собой катану и его не следует путать с бокуто 木刀(деревянными мечами), используемыми в кэндзюцу. Вес и размеры бамбукового меча аналогичны настоящей катане. Однако длина разная и зависит от возраста и пола кэндока. Синай для взрослых обычно имеет длину от 114 до 120 сантиметров. Он изготавливается из бамбуковых планок, но есть и дорогие версии – из карбона. Наконечник оснащен кожаным колпачком, смягчающим колючие удары, а также скрепляющим отдельные бамбуковые стойки.

Что происходит на тренировках ?

Японское фехтование – это боевое искусство, которому нелегко научиться, не говоря уже о том, чтобы овладеть им должным образом. Боец должен отбросить все мысли о совершенстве и вместо этого сосредоточиться на раскрытии своего потенциала – независимо от уровня мастерства.

В конечном счете, не мастерство мерило успеха в кэндо. Скорее, это то, как боец ведет себя в додзё и за его пределами – уважение к противнику, сочувствие и, прежде всего, смирение и самоконтроль.

Нихон кэндо ката

Обучение в целом делится на синай кэйко или тренировка синай утикоми, и оттачивание ката (катагэйко).

Практика Синай

Ката – это формальные упражнения, которые можно найти практически во всех боевых искусствах. Цель упражнений – приобрести технические навыки, способность концентрироваться, рассчитывать время и ритм в рамках заданной хореографии и продемонстрировать это на последующих экзаменах. Практикуется ката с использованием деревянных мечей, ложных мечей и хабики.

Каждый кэндока тренирует десять ката, определенные последовательности движений, в качестве упражнения с партнером: семь в форме длинного меча (утигатана) и три в форме вакидзаси. «Учитель» (утитати) и «ученик» (сидати) конкурируют друг с другом в этих сценариях и усваивают действие и реакцию. Учитель всегда наносит удар первым.

Соревнования

Матчи всегда проходят один на один. То же самое касается и командных соревнований (в каждой команде участвует примерно от трех до пяти участников). Игроки выходят на арену, делают два шага вперед, кланяются друг другу, делают три шага, становятся на колени, встают, когда судья говорит «начало», и продолжают выполнять приемы друг с другом до тех пор, пока не будет определен победитель или не истечет время матча.

Правила боя

Техника владения мечом включает вертикальное положение, удар (аттакующей) третью меча и достаточную остроту удара. Решимость проявляется, среди прочего, в громком выкрике (киай) в момент удара. Даже после удара нужно проявлять устойчивую концентрацию и готовность реагировать на дальнейшие атаки (дзансин). Не обязательно, чтобы эти требования выполнялись идеально, но в зависимости от того, насколько продвинуты участники турнира, тем больше от них потребуется, чтобы заработать очко. Соответственно, на турнире новичков начисляются очки, которые не учитываются на чемпионате мира.

Любой, кто выходит за пределы зоны боя, теряет синай или совершает другое нарушение, получает предупреждение (хансоку), при втором предупреждении противник получает одно очко.

В отличие от большинства видов спорта, бойцам запрещено делать победные жесты или говорить в зоне боя. За это очко можно даже отозвать (торикэси). Ожидается, что бойцы будут переносить победы и поражения с равным достоинством и смирением.

Соревнования

В соревнованиях по кэндо (сиай) два кэндока соревнуются друг с другом на боевой площадке размером примерно 10х10м. Победителем поединка считается тот, кому три судьи первым присудят два очка (иппон или юкодатоцу). Если время боя истекает раньше (обычно 3-5 минут), побеждает боец, сумевший набрать больше очков. В зависимости от режима турнира, при ничьей бой заканчивается вничью или назначается дополнительное время (энтё).

Судьи

Судьи (состоящие из одного главного судьи и двух помощников) держат красные и белые флажки, которыми отмечают набранные очки, «щелкнув» ими над головой (в каждом матче два участника носят красный или белый вымпел на спине). Быстрое перекрещивание флагов ниже уровня бедер означает, что судья не увидел действительного очка.

Судья

Слово главного судьи – окончательное во всех случаях, хотя он может иногда вызывать своих коллег на краткое совещание по применению правил.

Когда два или более судей указывают на действительный удар или если один судья указывает на действительный удар, а два судьи воздерживаются от принятия решения, это называться иппон. Кроме того, в любом из следующих случаев судья может приостановить матч, подняв красный и белый флажки одновременно и объявив «Стоп».

  • факт нечестной игры
  • травма или несчастный случай
  • предотвращение опасностей
  • невозможно использовать бамбуковый меч
  • подача апелляции
  • совет

Когда игрок запрашивает дисквалификацию (в этом случае судья спросит причину запроса, а если запрос необоснованный, судья может решить объявить его фолом).

Помощник судьи также может потребовать приостановить матч. В это время, после того как помощник судьи объявляет «стоп», судья немедленно объявляет «стоп» и прерывает матч.

Действительные баллы в кэндо

Стандартное время боя составляет 2 минуты для учащихся начальной школы, 3 минуты для учащихся младших классов средней школы, 4 минуты для учащихся старших классов и выше и 3 минуты в случае овертайма. Однако по оперативным причинам разрешено другое время матчей, и начиная с 2007 года  состоявляет 10 минут для Всеяпонского чемпионата 

Бой продолжается до тех пор, пока один из кэндока не наберет два очка или пока не истечет отведенное время.

Побеждает участник, набравший наибольшее количество очков на протяжении всего матча. В случае ничьей исход боя решается в «энтё» (новом раунде). Кэндока, набравший первое очко, побеждает.

В командной игре команда, набравшая наибольшее количество очков, выигрывает весь матч. В случае ничьей решающее значение имеет общее количество очков.

Оценка

Юко датоцу (возможная точка) в тай кай (матч кэндо) должен представлять точный удар «синай» (бамбуковым мечом), наносимый прямо в «кэндо гу» (бронежилет) противника.

Простого прикосновения недостаточно, удар необходимо нанести атакующей поверхностью «датоцу-бу», примерно четверть общей длины синай.

Удар также должен достигать одной из разрешенных зон удара противника при правильной технике, позе и концентрации (дзансин).

Удар сигнализируется «киай» (выкриком атакующего кэндока).

Дацу буи (очковые цели) на турнире по кэндо:

  • Мэн-бу: сё-мэн (вверху) или саю-мэн (по бокам)
  • Котэ-бу: мягкие и защищенные участки правого или левого запястья (миги-котэ и хидари-котэ).
  • До-бу: точка прицеливания на левой или правой стороне доспехов кэндо, которая защищает верхнюю часть тела кендока (хидари-до и миги-до).
  • Цуки-бу: область шеи на шлеме кэндока, «цукидарэе», точка прямо перед горлом, должна выполняться особенно осторожно.

История

Непосредственный источник кэндо – это практика владения синай, разработанная в конце периода Эдо как часть искусства фехтования, которая предполагала ношение защитного снаряжения. К концу периода Эдо стали проводится соревнования по этим техникам фехтования в разных школах.

Период Токугава

Японские мастера-кузнецы периода Хэйан разработали специально для самураев мечи с отличительными особенностями, как кривизна клинка (сори) и гребень (синоги), проходящий вдоль боковой поверхности меча, обычно ближе к задней части (мунэ), чем к режущей кромке (ха). Эти мечи стали неотъемлемой частью вооружения самураев. Высокоточное и тщательно изготовленное оружие стало символом духа самурая. Мечи считались не только оружием, но и искусством выражения силы и красоты.

С началом периода Эдо в стране наступила эпоха гражданского мира. Это означало, что воины-самураи больше не имели возможности оттачивать свое мастерство на поле боя. В результате по всей Японии было основано множество школ боя на мечах (кэндзюцу). В 18 веке был разработан безопасный метод владения бамбуковыми мечами: синай и есть рождение сегодняшнего кэндо.

Методика обучения и разработка оборудования

С развитием защитного снаряжения в истории стали изготавливать синаи, разделенные на четверти, которые были прочнее фукуро синай (бамбуковый меч, покрытый кожей).

Сегодня сложно проследить до мельчайших деталей, какие школы, корю кэндзюцу, участвовали в развитии кэндо, но некоторые ключевые факторы общепризнаны. К самым известным школам относятся Дзикисинкагэ-рю, Наканисиха Итто-рю и Хокусин Итто-рю. Благодаря обучению гэкикэн (с синай и богу) эти три школы внесли большой вклад в распространение этого свободного боевого искусства и создали основу современного кэндо.

Сам термин, введённый в начале 18 века, подразумевает, что помимо самой техники, через кэндо можно пройти определённый жизненный путь.

Считается, что Наганума Сиродзаэмон из Дзикисинкагэ-рю около 1715 года изобрёл богу и синай, которые частично заменили бокуто.

Наканиси Тюта из Наканиси-ха Итто-рю в середине 18 века усовершенствовал фукуро синай.

Тиба Сюсаку Наримаса, основатель Хокусин Итто-рю Хёхо, внёс огромный вклад в практику тренировок с синай и богу, учитывая невероятную популярность школы в конце периода Эдо. Многие корю переняли новый тип тренировок гэкикэн, который позволял практиковать относительно реалистические бои с небольшим риском получить травму.

В период Эдо поединки на синай проводились исключительно как средство тренировки для победы в боях с применением серьезных мечей и не предназначались для соревнований. Не существовало никаких судейских правил или соревнований.

В период Мэйдзи

С Реставрацией Мэйдзи каста самураев была упразднена, а ношение мечей запрещалось согласно Постановлению о запрете ношения внешних мечей генералами, солдатами, полицейскими и т. п. (1876). Фехтовальщики, по сути, стали безработными. В условиях этой особой социальной ситуации, инструктор по фехтованию Кикити Сакакибара из Дзикисинкагэ-рю в 1873 году придумал гэккэн-когё. Это было зрелищное представление поединков на мечах. Оно охватило короткий период времени, но методы и культура гэккэн-когё повлияли на наследование.

Хотя выступления гэкикэн поддерживали жизненную силу фехтования, некоторые специалисты считают, что яркие движения и странные крики, используемые для привлечения клиентов, оказали негативное влияние на позднее кэндо.

В 1877 году боттотай (специальный отряд полиции столичного управления полиции), сыграл активную роль в восстании Сацума, ценность искусства фехтования была пересмотрена. Суперинтендант Тосиёси Кавадзи написал «гэккэн сайко-рон» (теория возрождения гэккэн) и объявил о намерении поощрять фехтование в полиции.

В 1879 году в школе подготовки полицейских было открыто додзё. К 1883 году число полицейских, которые могли работать инструкторами в додзё, превысило 200 человек.

Кэндо ввели в качестве обязательного предмета в японских школах в 1911 году. Считалось, что кэндо подготавливал японских мальчиков к службе императора. Учебными заведениями для учителей кэндо были колледж боевых искусств в Киото и Токийская высшая педагогическая школа.

Со стандартизацией в начале 20-го века исчезли многие региональные аспекты. Раньше японское боевое искусство находилось под влиянием стилей местных школ и клубов, от провинции к провинции. До повторного введения кэндо после ВМВ многие опасные техники из кэндзюцу постепенно исчезли. Практика атакующих приемов также постепенно менялась до 1952 года, когда боевые приемы, которые часто применялись в больших масштабах, теперь в основном практиковались в небольших масштабах. Смена камаэ (стойка/поза) во время боя также была обычным явлением.

Во время войны

Кэндо во время войны практиковалось с идеей рукопашного боя на поле боя и отличалось от соревновательной формы. Упор делался на агрессивные, продвинутые техники, а легкие удары и техники одной рукой не допускались. Поощрялись матчи иппон.

Всеяпонская федерация синай кёги и возрождение фехтования

После ВМВ в Японии были запрещены многие боевые искусства. В течение некоторого времени практиковался синай кёги. С отменой этого запрета в 1952 году была основана Всеяпонская ассоциация кэндо, которая занимается сохранением и стандартизацией, при необходимости контролирует небольшие изменения (например, в ката).

Дай Нихон Бутокукай

Начиная с периода Мэйдзи, Дай Ниппон Бутокукай (общественная организация, основанная мастерами боевых искусств) установила правила проведения соревнований, и боевое искусство стало известно как кэндо. После тихоокеанской войны Дай Ниппон Бутокукай была распущена и дело на себя взяла созданная Всеяпонская федерация кэндо (Дзэн Нихон кэндо рэнмэй Дзёдо).

Кендзюцу в школах

В 1958 году в учебных программах младших классов средней школы кэндо, дзюдо и сумо были определены как физическое воспитание. С апреля 2012 года боевые искусства стали обязательными как для мальчиков, так и для девочек на занятиях по физическому воспитанию в первых и вторых классах неполных средних школ (обязательный предмет по боевым искусствам в младших классах средней школы).

Помимо занятий, проводятся клубные мероприятия

Развитие Кэндо

Слово «кэндо» также использовалось в периоды Эдо и Мэйдзи, но его чаще называли «кэндзюцу» или «гэккэн». Название стало официально использоваться в юридических терминах в 1911 году, когда кэндо было принято в качестве обычного предмета в младших классах средней школы.

Традиционно турниры по кэндо состояли из отдельных матчей и не состязались за рейтинг, но игры Мэйдзи-Дзингу, проводившиеся с 1924 года, и турнир Тэнран в ранний период Сёва включали матчи, что послужило возможностью для кэндо утвердиться в качестве соревнования (чемпионского турнира). Однако были некоторые практикующие кэндо, которые выступали против этого, и Дай Нихон Бутокукай первоначально объявил, что не будет участвовать в Мэйдзи-Дзингу, а Такахару Наито решительно выступил против турнира Сёва Тэнран, но, поскольку это было национальное мероприятие, у них не было другого выбора, кроме как подчиниться.

Демократизация

Всеяпонская федерация кендо объявила о политике по внедрению кендо как демократического вида спорта после войны, но он не смог стать чистым видом спорта. Дебаты о том, что такое кэндо, боевое искусство или вид спорта, продолжаются.

Международное распространение

До войны кэндо практиковалось в США и Бразилии, куда иммигрировали японцы, а также в Корее и Тайване, которыми управляла Япония, но это не было международной практикой. В 1970 году была создана Международная федерация кэндо, проведен первый чемпионат мира (проводится раз в три года). Хотя число стран-участниц увеличилось с 17 до 40 в последние годы, оно все еще намного уступает олимпийским соревнованиям, таким как чемпионат мира по дзюдо (110 стран). Кроме того, во многих странах высококвалифицированных инструкторов и секций крайне мало, и многие спортсмены приезжают в Японию в поисках лучших условий.

С интернационализацией кэндо люди начали выступать за включение его в олимпийский вид спорта. Все японская федерация кэндо, с другой стороны, по сей день занимает противоположную позицию, утверждая, что, если бы оно стало олимпийским соревнованием, то сосредоточилось на победе и коммерциализации и потеряло бы свои боевые качества. Кроме того, критерии определения эффективных ударов неоднозначны, и в отличие от фехтования не введены электрические судьи, что затрудняет судейство, особенно в международных матчах.

Представители корейского комдо утверждают, что кэндо зародилось в Корее. Всемирная федерация кендо, созданная в Южной Корее в 2001 году, имеет множество членов, занимающихся тхэквондо в качестве руководителей, и стремится сделать кэндо олимпийским видом спорта, следуя по стопам тхэквондо.

Традиции

Соблюдение сложных традиционных правил поведения отличает Кендо от всех других боевых искусств. Для каждой ситуации в додзё существуют правила, которые необходимо соблюдать.

Следует кланяться (рицу рэй) при входе и выходе из додзё. В самом додзё абсолютно неуместно шутить, дурачиться и даже громко разговаривать. Всегда следует сохранять соответствующее отношение и рассматривать додзё как важное и уважительное место.

В начале и в конце каждой тренировки все члены в додзё сидят сэйдза, чтобы надеть богу, поклониться и снять богу.

В настоящее время «путь меча» – представитель современной японской дисциплины «будо» (путь воина), чьи основные идеалы самосовершенствования основаны на духе самурая.

Видео

Фотогалерея