Интересное

История Японии


Долгая история Японии, которая, как полагают, началась еще в доисторическую эпоху, делится на четыре периода – доисторический, классический, средневековый и современный. Страна приобрела имперскую структуру по китайскому образцу примерно в 7-8 веке, однако на протяжении более тысячи лет японские императоры осуществляли, за редким исключением, только формальные полномочия. Фактически они вернулись к власти во второй половине 19 века с Реставрацией Мэйдзи, которая заложила основу для политической, экономической и социальной модернизации.

Эпоха древности

Согласно последним археологическим находкам, присутствие людей на Японском архипелаге датируется более чем 100 000 лет назад. С современными жителями архипелага связаны человеческие останки, датируемые примерно 18 000 лет, обнаруженные на острове Окинава (Рюкю).

Различия с современными японцами и сходство, как с современными жителями Окинавы, так и с жителями других районов архипелага периода неолита и айнами (населяющими остров Хоккайдо) привели к пересмотру теорий о происхождении японского населения. Раньше считалось, что айны были вытеснены на север монгольскими предками современных японцев. Позднее японские антропологи доказали расовую преемственность между доисторическим населением и современными японцами.

Сегодня считается, что первые жители архипелага принадлежали к палеомонгольской группе, которая была широко распространена в Юго-Восточной Азии и Океании, но также присутствовала в Восточной Азии в архаические времена.

Этот первый пласт позднее был перекрыт другим, состоящим из популяций неомонгольского типа, которые дифференцировались в результате адаптации к климату, существовавшему в Восточной Азии во время ледникового периода. Смешение, все еще продолжающееся, этого штамма (к которому принадлежит население Северного Китая, Маньчжурии и Кореи) с древнейшим населением архипелага привело к появлению современных японцев.

Палеолит

В Японии было найдено несколько тысяч палеолитических стоянок – большое количество по сравнению с другими частями света. В эпоху палеолита было четыре ледниковых периода. Климат в Японии в то время был в основном от прохладного до холодного.

Континентальные ледники не добрались до Японии, как в Северной Европе и Северной Америке, но места, которые сейчас находятся под водой у побережья Японии, были обнажены из-за низкого уровня моря. Некоторые части Японии были соединены с азиатской сушей сухопутными мостами во время валдайского оледенения (примерно 20 000 лет назад).

Точно не известно, когда люди впервые поселились на японском архипелаге. Археологи только подтверждают свидетельства того, что люди палеолита жили в Японии примерно 35 000 лет назад. Японские острова колонизировали как минимум двумя путями – с юга и с севера.

Специалисты по ДНК считают, что палеолитические предки народа Дзёмон пришли из северо-восточной части азиатского материкового континента. Этот период был назван эпохой палеолита (некоторые археологи называют её также эпохой плейстоцена).

Палеолитическая Япония длилась 20 000 лет примерно до 10 000 лет назад, когда совершенно другая культура и группа людей, называемая Дзёмон, начала распространяться по всей Японии.

Первые поселенцы жили охотой и собирательством, использовали огонь и строили жилища в пещерах.

Минатогава

Человек Минатогава – самый известный из жителей каменного века. Скелетные останки человека из Минатогава, возраст которых составляет 16 000 – 000 лет, были обнаружены в 1968 году.

Период Дзёмон (10 500 – 400 г. до н.э)

Люди, жившие в этот древний период, считаются первой крупной культурой Японии. Они были одними из первых, кто изготовил глиняную посуду, орнамент которой и дал название эпохе, дзёмон («эпоха верёвочного орнамента»).

В результате постепенного глобального потепления климата в центральной Японии появились большие леса из лиственных растений (каштан, конский каштан, грецкий орех, дуб), что позволило оседлому населению жить, занимаясь собирательством и охотой, а на побережьях – рыболовством и сбором моллюсков.

Догу

Догу, существует много теорий о том, для чего использовались глиняные фигурки, большинство исследователей соглашается, что они представляли амулетами для хорошего здоровья или безопасных родов.

Собирательство

Между 3500 и 2000 гг. до н.э. в высокогорных районах главного острова (Хонсю) развилась культура, характеризующаяся крупной керамикой и полированными каменными орудиями. Около II тысячелетия до н.э. похолодание климата вытеснило неолитическое население с высокогорий, и на северо-восточном побережье архипелага развилась культура, специализирующаяся на рыболовстве. Между 1000 и 300 гг. до н.э. началась постепенная дифференциация между северо-восточными и юго-западными районами, где с материка было завезены зерновые, просо и, возможно, рис, который первоначально выращивали на сухих полях.

Период Яёй (300 г. до н.э. по 300 г. н.э.)

Период Яёй связан с бронзовым и железным веками в истории Древней Японии. Из Кореи было завезено орошаемое рисоводство, а также новый тип керамики, изготовленной на гончарном круге, использование железа и бронзы. Население увеличилось и стало перемещаться в долины у подножия гор и на прибрежные равнины, чему благоприятствовали водные ресурсы, необходимые для выращивания риса.

Археологические находки указывают на две различные культурные области этой эпохи на юго-западе Японии и в центральной части главного острова (Хонсю). Для первой характерны кувшинные погребения, гробницы местных вождей, в которых представлены символы власти:

  • бронзовое зеркало китайского происхождения, символ магической силы шамана, посредника между небесным миром и миром людей;
  • меч, символ военной мощи;
  • ожерелье, символ династической преемственности.
Сельскохозяйственные ритуалы

Другая область характеризуется бронзовыми колокольчиками для ритуального использования, на которых изображены сцены из жизни народа Яёй.

После аннексии Кореи Хань, между 109 и 108 гг. до н.э., были установлены отношения между китайскими бюрократическими центрами на полуострове и небольшими племенными государствами юго-западной Японии. Первое описание одного из них встречается в хронике Вэй, одного из трех государств, возникших в Китае после падения династии Хань (3 век н.э.).

Политическая структура страны Яматай, о которой повествует хроника, с ее дуализмом между священной фигурой королевы-девственницы (Химико), наделенной шаманскими силами, и ее братом-королем, управляющим от ее имени, предвосхищает то «совпадение ритуала и власти», которое характеризовало систему сакральной легитимации политической власти в Японии в последующие века.

Сцена периода Яёй

Люди Ва, как китайцы называли жителей архипелага, описываются как занимающиеся сельским хозяйством и рыболовством, а также торговлей и мореплаванием. Отношения между полами и поколениями кажутся эгалитарными. Социальный порядок гарантировался принципом коллективной ответственности клана (удзи), типичным для японских правовых систем, во главе с патриархальным правителем, выполнявшим функции военачальника и жреца.

Существовало также четкое классовое различие между дворянами и простолюдинами. В хронике зафиксирован ряд дипломатических миссий между царством Вэй и государством Яматай-коку, королева которого носит титул «королева Ва, подданная Вэй». Споры о местоположении государства Яматай остаются открытыми.

Период Кофун (ок. 250 – ок. 600 гг.)

Период Кофун получил свое название благодаря характерным могильным курганам. Они содержали большие каменные погребальные камеры, многие из которых были в форме замочной скважины, некоторые окружены рвами.

Дайсэнрё Кофун (мавзолей императора Нинтоку)

Кофун, который определяется как подпериод эпохи Ямато, был политически нестабильным временем из-за постоянных конфликтов интересов и борьбой за власть между кланами. Считается, что он закончился примерно к 600 году, когда использование сложных кофун элитой вышло из употребления в связи с преобладанием буддийских верований.

Период Асука (592 – 710)

Это малоизученный период, когда развивалась и определялась японская культура. Появилось первое мощное централизованное японское государство.

После убийства императора Сусюн на престол взошла императрица Суйко

На вершине системы находились кланы, которые сотрудничали в осуществлении власти с императорской семьей. Правители провинций были в некоторой степени независимы от центральной власти. В 587 году произошла жестокая борьба за власть, в которой клан Сога, управлявший императорской казной и защищавший буддийскую религию, введенную союзным царством Пэкче, столкнулся с кланом воинов Мононобэ, сторонниками традиционных культов. Борьба закончилась победой Сога, лидер которого, Умако, предоставляя императорских невест, установил гегемонию благодаря матрилокальной форме брака, которая позволила ему поставить под свой контроль наследника престола.

Принц Сётоку

Асука – название древнего города (недалеко от Нары), где находился центр царства. Столица Японии с 694 по 710 год находилась в Фудзивара.

Начало периода Асука принято считать с восшествия императрицы Суйко на японский престол в 592 году и основания дворца Тоюра. Он закончился, когда императрица Гэнмэй перенесла столицу в Хэйдзё-кё. (Нара).

Решающую реформаторскую деятельность начал принц Сётоку, с 593 года регент от имени своей тети, императрицы Суйко. Сётоку приписывают так называемую «Конституцию в 17 статьях» (604), документ, содержащий ряд моральных наставлений, адресованных государственным чиновникам, вдохновленных буддизмом, конфуцианством и политической доктриной китайской школы легистов..

  • Они настаивали на исповедовании буддийской религии как функции социальной гармонии, на превосходстве императорской власти над партикуляризмом удзи и на обязанности чиновников управлять государством, не угнетая крестьян, с эффективностью, усердием и беспристрастностью.
  • Сётоку ввел систему придворных чинов, не наследственных, а основанных на заслугах, ввел календарь и использование китайских знаков зодиака.
  • Чтобы поставить себя в равное положение с китайской империей, воссоединенной в 581 году династией Суй, в 607 году по случаю отправки миссии в Китай японский правитель впервые получил титул Тэнно («небесный император»), эквивалентный титулу китайского правителя.
  • Использование двух китайских идеограмм, произносимых по-японски Нихон или Ниппон, что означает «Страна восходящего солнца», в отличие от Китая, «Страны заходящего солнца», также относится к этому периоду.

В эти годы началась периодическая отправка японских монахов и литераторов на длительное обучение в Китай, которая продолжилась позже при династии Тан, сменившей Суй в 618 году.

Дворцовый заговор, возглавляемый сановником Фудзивара-но Каматари и будущим императором Тэндзи, положил конец правлению Сога в 645 году. Новая группа власти приступила к созданию централизованного бюрократического государства в китайском стиле. Была введена идея о том, что государь является хозяином, как территории, так и людей, населяющих ее. Эта идея сочеталась с концепцией божественного суверенитета императора, который правил не как обладатель Небесного мандата, как в Китае, а как «божество в человеческом обличье».

Период Нара (710 –794)

Начало периода совпадает с завершением строительства первой настоящей столицы Японии и первого настоящего города, в 710 году, созданной по образцу Чанъаня, столицы династии Тан. До того, как столицей стала Нара, столица менялась с каждым новым императором.

Период Нара был эпохой кровавых конфликтов

Несмотря на относительно краткий период, в эти годы была развита концепция императора как «божества в человеческом обличье» в официальной хронике Кодзики (712), которая реорганизовала местные культы со строительством святынь и торий, установив главенство божества-покровителя императорской семьи, богини солнца Аматэрасу, над божествами других кланов (главная святыня богини – Исэ Дзингу).

  • Так возникла религия синто как государственный культ (синтоизм), управляемый Бюро культов, равным по достоинству Бюро государственных дел (Дайдзёкан), во главе которого стоял премьер-министр.
  • За ним в иерархии следовали «заместители», левый и правый министры, от которых зависели восемь министерств. Высшие должности распределялись не путем бюрократических экзаменов, как в Китае, а в соответствии с наследственными придворными званиями.
  • Страна была разделена на шестьдесят провинций, управляемых губернаторами, присланными из столицы, на уезды, вверенные наследственным вождям, и на группы по 50 семей.
  • Население делилось на наследственные классы, объединенные в две большие категории – аристократов и крестьян, подневольных и рабов.

По китайскому примеру, земли, обрабатываемые рисом, за исключением тех, что предназначались для аристократических семей и храмов, подвергались системе периодического распределения среди крестьянских семей в обмен на уплату земельного налога, дани натурой, а также на военную службу взрослых мужчин. С этой целью губернаторы провинций каждые шесть лет проводили перепись населения с ежегодными реестрами налогоплательщиков.

Период Нара – эпохальный, в том значении, что нация в первый раз в истории Японии находилась под властью закона. Известные как Тайхо Рицурё они предусматривали, чтобы император проявлял доброту к людям, оказывал им заботу и помощь.

Из восьми императриц Японии шесть правили в период период Нара.

Период Хэйан (794 –1185)

Большинство историков сходятся во мнении, что Камму перенес свою столицу, чтобы уйти от буддийского истеблишмента Нара, который становился настолько могущественным, что угрожал авторитету гражданского правительства.

Одной из самых влиятельных групп эпохи Хэйан была аристократическая семья Фудзивара. Она доминировала в императорской семье, выдая женщин из клана замуж за императоров, а затем правя от имени потомков этих союзов, когда они вступали на престол. Могущественные аристократы Фудзивара контролировали не только политику той эпохи, но и господствовали в культурной среде. Фудзивара поощряли ауру придворной утонченности и чувствительности при дворе, включая изобразительное и литературное искусство и даже религиозную практику. Это ярко выражено в классическом литературном произведении – книге «Повесть о Гэндзи».

Эпоха Средневековья

Ко второй половине 12 века господство Фудзивары пошло на убыль, и политическая власть перешла от знати в Киото к военным землевладельцам в провинциях.

Период Камакура (1185-1333)

Соперничество между двумя кланами привело к короткой борьбе, которая закончилась в 1159 году победой Тайра. Их лидер, Киёмори, принял власть, установив свою столицу вблизи Киото. В подражание Фудзивара он выдал свою дочь замуж за императора, обеспечив контроль над наследником престола.

В 1180 году Минамото собрали свои силы под руководством Ёритомо и в 1185 году окончательно разгромили Тайра. Ёритомо разместил столицу в Камакура, что привело к возникновению режима, определяемого как «феодальный». Управление страной было поручено го-кёнинам, его прямым вассалам, которые были приставлены в качестве сюго («защитников») к губернаторам провинций и включены в состав сёэн для управления ими и сбора части налогов.

Нашествие монголов

В 1192 году Ёритомо получил от императора должность сёгуна, которая ранее приписывалась генералам, посланным покорять варварское население северо-востока. Позже этот пост перешел к главам феодальных династий, происходивших от Минамото, таких как Асикага и Токугава.

После смерти Ёритомо власть перешла к клану Ходзё, родственникам его жены. Камакурский сёгунат пережил решающий кризис в конце 13 века, когда он столкнулся с двумя попытками монгольского вторжения, в 1274 и 1281 годах.

Несмотря на мощь монгольской армии, Ходзё удалось отбить захватчиков. Но кризис имел серьезные последствия для режима Камакура, перегрузив его финансы и подорвав сами основы феодального режима.

Сельское хозяйство

Эпоха Камакура характеризовалась оживленным экономическим и социальным динамизмом. В более развитых районах западной Японии появились новые экономические субъекты:

  • налоговые грузоотправители из сёэнов, от которых впоследствии произошли оптовые торговцы;
  • гильдии ремесленников и купцов, находившиеся под защитой сёэнов и храмов;
  • ростовщики и ломбарды.

Феодальные семьи были в долгу перед ними, нередко путем отчуждения или залога вотчины. В 1297 году правительство сёгуна приняло первую из тех повторяющихся мер по амнистии долгов и запрету отчуждения вотчин, с помощью которых феодальный класс продолжал защищаться от наступления меркантильных сил. Феодальный класс тем временем приобрел иерархическую структуру.

Период Муромати (1336–1573)

Сёгунат Камакура пал в 1333 году после попытки восстановления императором Го-Дайго. При поддержке своих последователей и Асикага Такаудзи, самого влиятельного из камакурских го-кёнинов, он победил Ходзё и установил собственное правительство в Киото.

Такаудзи, в свою очередь, свергнув Го-Дайго в 1336 году, посадил на трон нового императора, от которого сам получил сёгунскую инвеституру как потомок Минамото, положив начало династии Асикага. Го-Дайго вместе со своими последователями не оставил борьбу, которая продолжалась и после его смерти, вплоть до воссоединения (1392) двух ветвей императорской семьи племянником Такаудзи Ёсимицу.

Дворец сёгуна Асикага

Правительство, созданное Асикага Такаудзи в Киото, в районе Муромати, давшее название периоду приняло структуру режима Камакура. В ходе длительной борьбы с последователями Го-Дайго важные кланы, зависимые от Асикага, которые добавили к должности сюго титул даймё, поднялись до практически независимой территориальной власти, взяв в свои руки контроль над несколькими провинциями и окончательно присвоив доходы от сёэн и государственных земель.

Против них Асикага, которые вместе с Ёсимицу заняли пост премьер-министра, были вынуждены несколько раз вмешиваться. Клубок феодальных конфликтов, в конце концов, привел к затяжной «войне годов Онин» (1467-77), которая возникла в результате борьбы за престол восьмого сёгуна Асикага Ёсимаса.

Таким образом, упадок Асикага и еще более серьезный упадок императорского института сопровождался дальнейшим процессом феодальной раздробленности, вызванным интенсивными потоками социальной мобильности и узурпацией власти сюго, участвовавших в борьбе в столице, их вассалами в провинциях. Так возникли независимые территориальные державы, которые обосновались в городах-замках, собрав вокруг себя самураев и усилив эксплуатацию крестьян.

Отдельные кланы создали свои кодексы, которые наделяли лидера сильными полномочиями в отношении родства и утверждали четкое подчинение женщин мужчинам, а также право разрешать браки и усыновления.

Между вождем и последователями первоначальные договорные отношения принимали форму фиктивных родственных уз, которые ставили верность даймё выше реальных семейных связей. Социальный контроль гарантировался принципом коллективной ответственности.

В то же время наблюдалось значительное развитие сельскохозяйственного производства с переходом к интенсивному ведению хозяйства фермерскими семьями, а в экономически развитых районах распространились такие товарные культуры, как чай, хлопок, индиго и кунжут. Ремесленное производство также получило большое развитие.

В эпоху Муромати в Японию прибыли первые европейцы.

В 1543 году высадились португальцы, привезшие с собой оружие, которое было немедленно взято на вооружение даймё. Торговая деятельность португальцев сопровождалась проповедью миссионеров-иезуитов, которые вскоре стали прозелитами среди даймё Кюсю. В 1570 году даймё-христианин передал в управление иезуитам город Нагасаки, который затем стал главным торговым портом с иностранными государствами, а в 1582 году под руководством иезуита Алессандро Валиньяно впервые была отправлена японская миссия, получившая аудиенцию у Папы Римского.

Период Адзути-Момояма (1568/1573 по 1600/1603)

Это время великих потрясений, политических и социальных перемен. С упадком власти Асикага в 1560-х годах даймё начали борьбу за контроль над Японией. Последующие четыре десятилетия непрекращающихся боевых действий известны как период Адзути-Момояма. Название происходит от места, где Тоётоми Хидэёси построил свой замок Фусими, и замка Адзути Ода Нобунага (оба недалеко от Киото). Постепенно единство было восстановлено усилиями трех военачальников.

Ода Нобунага, молодой даймё с территории к северу от столицы, успешно применил новую тактику, основанную на использовании огнестрельного оружия. Он распространил свою власть на центральную и западную часть главного острова.

При поддержке Токугавы Иэясу, повелителя соседней вотчины, и его доверенного генерала Тоётоми Хидэёси, он смог утвердиться в Киото в 1568 году. На подвластных ему территориях Нобунага ввел ряд мер, подготовивших установление централизованного феодального режима – систематическое ведение земельных кадастров, строительство дорог, отмена поборов на границах вотчин и создание рынков, лишенных привилегий гильдий.

В 1582 году Нобунага был предательски убит одним из своих генералов. Предатель был немедленно наказан Тоётоми Хидэёси, который таким образом представил себя в качестве преемника вождя. Покорив даймё, он распространил земельный кадастр на всю страну. С этого времени налог ежегодно выплачивался деревенской общиной, рассчитывался как процент от урожая, причем не в монетах, как в период Муромати, а в коку (180 литров) риса, чтобы только феодальный класс мог получить выгоду от продажи продукта на рынке.

В 1588 году крестьяне были привязаны к земле, военные функции оставались только за самураями. Указ 1591 года окончательно блокировал социальную мобильность, привязав крестьян, купцов и самураев к их наследственному статусу. Самураи, собранные в городах-замках и включенные в жесткие иерархические структуры, превратились в городской класс, все больше занимающийся бюрократическими функциями и получающий феодальное жалованье, исчисляемое в рисе.

Тоётоми Хидэёси

Поселившись в замке Осака в 1586 году, Хидэёси ввел прямое управление не только на своих территориях, но и в главных городах, на золотых и серебряных рудниках, впервые приступив к чеканке золотых, серебряных и медных монет на национальном уровне. В 1587 году он издал первый эдикт, запрещающий христианство, которое считал подрывным, впоследствии отобрав управление Нагасаки у иезуитов. В то же время он благоприятствовал деятельности португальских купцов и стимулировал иностранную торговлю в портах Юго-Восточной Азии. Агрессивность его правления выразилась во внешней политике в двух неудачных попытках вторжения в Корею, в 1592 и 1597 годах.

Эпоха Токугава или Эдо

После смерти Хидэёси (1598) власть перешла к Токугава Иэясу, который сначала разгромил коалицию враждебных даймё в битве при Сэкигахара (1600), а затем, в 1614-1615 годах, подавил последнее сопротивление сторонников сына Хидэёси – Хидэёри, назначенного отцом его преемником. Уже в 1603 году император пожаловал ему должность сёгуна как потомку Минамото.

Битва при Сэкигахара

Система территориального господства режима Токугава достигла окончательной формы в первой половине 17 века. Иэясу установил столицу в Эдо, который в течение чуть более чем столетия превратился в крупный административный центр с населением, достигавшим миллиона человек. Непосредственное управление сёгунского правительства распространялось примерно на четверть территории страны и включало основные города, Эдо, Осака, Киото и Нагасаки.

По отношению к феодальным государствам (хан) была внедрена система правления, основанная на балансе между различными категориями даймё (го-санкэ). Контроль над даймё также обеспечивался системой «чередования резиденций», которая обязывала их проживать в столице каждый второй год.

По отношению к даймё правительство сёгуна имело ряд прерогатив:

  • ограничения, налагаемые на вооружение и укрепления;
  • контроля над наследованием, с правом санкционировать браки и усыновления;
  • право требовать вооруженной помощи в случае необходимости, а также людей и ресурсов для больших общественных работ.

Императорскому двору и знати Киото был возвращен их традиционный статус, однако им запрещалась любая политическая деятельность. В непосредственном подчинении Токугава находились хатамото, потомки воинов Иэясу, которые вместе составляли администрацию сёгуна.

Сёгунат Токугава

Финансы правительства сёгуната, как и отдельных ханов, основывались на земельном налоге. Существовал также ряд более мелких налогов, которые влияли на деятельность городского населения, и сёгунат мог требовать взносов от богатых купцов и даймё. Сёгунат также напрямую контролировал основные шахты и обладал монополией на чеканку золотых, серебряных и медных монет.

Система господства над населением была основана на закрытых наследственных классах, на вершине которых находились самураи, ставшие городским бюрократическим классом, за ними следовали крестьяне, ремесленники и купцы, находившиеся в нижней части социальной шкалы, хотя в среднем более обеспеченные, чем феодальный класс. Последние две категории назывались тёнин («городские жители»).

Тёнин

Наконец, существовала маргинальная каста, которая занималась деятельностью, считавшейся нечистой из-за буддийского запрета на убийство живых существ, такой как забой животных, работа со шкурами или профессия палача. Образ жизни каждой категории регулировался серией тщательных предписаний, а социальные и производственные отношения зависели от системы расширенной семьи и фиктивного родства.

Эпоха Мэйдзи

С началом 19 века стало все труднее поддерживать жесткую изоляцию, на которой основывался баланс сёгунского режима. Первыми, кто заинтересовался открытием Японии для торговли с Западом, были Россия, обосновавшаяся на Курильских островах с восемнадцатого века, и Англия, бесспорная владычица восточных морей.

Кроме того, Соединенные Штаты в поисках точек посадки для кораблей, направлявшихся в Китай, нарушили изоляцию страны. Столкнувшись с просьбами в 1853 году от коммодора Дж. М. Перри, прибывшего с американской эскадрой в залив Эдо, сёгунат был вынужден уступить и открыть некоторые порты.

По этому поводу министр Абэ Масахиро впервые допросил даймё и императорский двор по поводу отказа от сложившейся внешней политики. Острая дискуссия о том, как справиться с угрозой с Запада, выявила скрытые конфликты между различными феодальными силами, мобилизовав низшие и средние слои самурайского класса на национальном уровне.

В 1860 сёгунат привлек к управлению главного даймё и императора, но не смог преодолеть сопротивления антисёгунского движения. Последний сегун Ёсинобу с помощью Франции предпринял амбициозные программы бюрократической и военной реформы, но его попытки централизации обернули против него. Тайный Союз Сацумы и Тёсю, видя бесполезность вооруженного сопротивления, установил торговые и дипломатические отношения с Англией.

Вестернизация в эпоху Мэйдзи

Оказавшись в изоляции, Ёсинобу принял в 1867 г. предложение вернуть власть императору, оставаясь при этом во главе правительства и сохраняя владычество над собственными территориями. Однако попытка была заблокирована Союзом Сацумы и Тёсю, провозгласившим в начале 1868 г. Реставрацию Мэйдзи.

Эпоха Мэйдзи

Реставрация Мэйдзи знаменует собой рождение Японии как современной нации, отмену феодальной системы и реструктуризацию Японии по западному образцу. Объединяющим лозунгом националистов было «Почитай Императора, дай отпор варварам».

Япония участвовала в Первой мировой войне вместе с союзными войсками и выиграла войну. В 1923 году Великое землетрясение Канто разрушает Токио.

Вторая Мировая война и послевоенный период

Участие Японии во Второй мировой войне связано с быстрой индустриализацией и модернизацией страны после 1866 года. Менее чем за 50 лет Япония прошла путь от феодального общества до общества, способного строить линкоры, обшитые железом.

Когда закончился период Мэйдзи, казалось, что Япония находится на пути к созданию нормального парламентского правительства. Но вместо этого произошла потеря доверия к политическим партиям, что открыло путь правым националистам и милитаристам к контролю над правительством.

И националисты, и милитаристы искали вдохновения в прошлом. Углубляясь в древние мифы о японцах и, в частности, об императоре, являющемся прямым потомком богини солнца Аматэрасу Омиками, они призывали людей восстановить расовую и духовную чистоту, утраченную в недавние времена. Им с раннего возраста внушали почитать императора как живое божество и рассматривать войну как акт, который может очистить себя, нацию и, в конечном счете, весь мир. В этих рамках высшая жертва самой жизни считалась чистейшим достижением.

Период Сёва (1926 – 1989) относится к периоду правления императора Хирохито, который длился большую часть 20-го века. Сёва («Просвещенный мир») – ироничное название одного из самых жестоких эпизодов мировой истории – Второй мировой войны.

Хирохито вступил в союз с жесткими фракциями в японской армии. Он помогал военачальникам ослаблять политические партии, жестоко подавлял политических диссидентов, продвигал антидемократическую имперскую идеологию и укреплял свою власть за счет демократии.

С той же энергией, целеустремленностью и дисциплиной, которые характеризовали процесс модернизации в период Мэйдзи, японцы взяли себя в руки после Второй мировой войны и превратили свою страну в сильную демократию и экономическую динамо-машину. Многие японцы рассматривают послевоенную эру Сёва (1946 –1989) как время, когда Япония столкнулась со своими проблемами и совершила то, что никто не считал возможным.

Современная Япония

Немногие страны в новейшей истории видели такое поразительное изменение экономического положения, как Япония. Страна оседлала один из величайших спекулятивных пузырей на рынке акций и недвижимости всех времен в 1980-х годах, чтобы стать первой азиатской страной, бросившей вызов долгому господству Запада.

Но пузыри лопнули в конце 1980-х и начале 1990-х годов, и Япония погрузилась в медленный, но неуклонный спад, который не удалось остановить ни огромным бюджетным дефицитом, ни потоком легких денег.

Хэйсэй и Рэйва

Хотя Хэйсэй означает «Мир», Япония столкнулась с рядом трудностей и проблем в течение этого 30-летнего периода. В 1995 году произошло «Великое землетрясение Хансин», которое нанесло огромный ущерб региону Кансай. По оценкам, в результате трагического бедствия погибло более 6000 человек. Примерно через 21 год в регионе Тохоку произошло еще одно сильное землетрясение под названием «Великое восточно-японское землетрясение», которое нанесло беспрецедентный ущерб пострадавшему региону.

С 2019 года началась новая эра под названием Рэйва, когда старший сын императора Акихито, Нарухито, взошел на престол как 126-й император Японии.

Видео