Творческий дух, оригинальная, неописуемая уличная мода квартала Харадзюку сделала его известным во всем мире. Бесчисленное количество идей рождалось здесь и многие известные дизайнеры с гордостью черпают вдохновение в этом скромном небольшом районе.
Что такое Харадзюку
Стиль Харадзюку существует с начала 1980-х, хотя на Западе он стал известен с 2000-х. Назван он в честь станции Харадзюку в Токио. Строго говоря, не существует конкретного стиля, описывающего Харадзюку моду. Если бы оно и было, то фактически отменяло бы правило отсутствия правил и само понятие оригинальности и творчества. От готических лолит и косплееров выходного дня до ретро-рок-н-ролла и каваи, собранных вместе, – это безумное смешение, которое делает Харадзюку таким особенным и привлекательным.
В Харадзюку много «зон», которые фактически составляют район, и было все – от господства дизайнерской моды таких лейблов как Иссэй Миякэ, Ёдзи Ямамото и Comme des Garçons до новаторских японских стритвир-брендов как A Bathing Ape (BAPE) и Undercover. По мере того, как преобладала «уличная мода», сформировалось множество субкультур, которые сегодня изучают, что технически делает их легендарными в истории моды.
Многие ассоциируют непринужденный модный лук с японским стилем. Элементы японской культуры и традиций, а также некоторое западное влияние – то, что породило эстетику Харадзюку. Но яркие, милые, неоновые образы также связаны с японским стилем благодаря лолитам и каваий.
Истоки Харадзюку моды – Сёити Аоки и 20471120
Харадзюку – это станция, расположенная между Сибуя и Синдзюку на линии JR Яманотэ, которая окружает центр Токио. Толпы людей выходят здесь, чтобы популярные места, как парк Ёёги, Мэйдзи-дзингу и Омотэсандо (аллея от входа в храм Мэйдзи до Аояма-дори), где расположены магазины и бутики.
С 1960-х годов Харадзюку по праздникам становился пристанищем мотоциклетных банд. В 1977 году около 2,2 км от полицейской будки парка Ёёги до Аояма-дори превратили в пешеходную зону. Улицы наполнялись людьми, которые демонстрировали свои наряды, катались на роликах, танцевали и пели.
С начала 1980-х квартал привлекал группы людей, которые в своих образах следовали за стилями таких авангардистов как Иссэй Миякэ, Ёдзи Ямамото и Рэй Кавакубо из Comme des Garçons.
Иссэй Миякэ, Ёдзи Ямамото и Comme des Garçons вообще изменили представление о моде. Вместе они признаны японской «модной силой» в начале 1980-х годов благодаря интенсивной монохромности и передовому дизайну.
Но, начиная с 1990-х годов «модный анклав» Токио начинает делать акцент на определенные стили, – то, что станет называться Харадзюку модой. Без смущения молодежь Токио в одежде и аксессуарах смешивала яркие цвета, японские традиции и западные влияния, отсылки на популярные образы и научную фантастику. В контексте культурного движения, охватившего все японское общество, молодые люди стремились создать новый имидж. На самом деле смелые и яркие образы Харадзюку стали чем-то вроде противостояния дизайнерскому буму Кавакубо, Миякэ и Ямамото.
Человек, который распространял Харадзюку моду, – фотограф Сёити Аоки. Он рано заметил изменения, которые происходили в стрит фэшн в 1990-х, и посвятил свою работу их документированию. Вместо того, что следовать европейским или американским тенденциям, люди кастомизировали элементы традиционной японской одежды (кимоно, оби, гэта) и комбинировали их с секонд-хендом, альтернативной дизайнерской одеждой и предметами ручной работы.
В 1997 году Сёити Аоки создал журнал FRUiTS, ставший культовым для фанатов Харадзюку во всем мире. FRUiTS сосредоточился на фотографировании стильных людей в квартале (хотя иногда он освещал и другие районы Токио). Кроме того, давалось краткое описание возраста человека, рода занятий и того, чем был вдохновлен его образ.
К сожалению, в 2016 году FRUiTS прекратил выпуск печатных изданий, но это был далеко не конец документирования «дикой» японской моды и стилей Харадзюку. FRUiTS все еще существует в Instagram, а Сёити Аоки продолжает фотографировать стильных молодых людей после того, как журнал закрылся. Увидеть примеры современной японской уличной моды, в том числе из района Харадзюку, можно в Tokyo Fashion.
Другой герой, появившийся в первые годы расцвета Харадзюку моды и оказавший на неё влияние, – бренд 20471120, творения которого были представлены видением будущего дизайнерами Масахиро Накагава и Адзэти Лика. На протяжении всей своей практики, до 2004 года, 20471120 стремился выйти за рамки собственного эксгибиционизма моды. Основываясь на индустриальной музыке, манге, (пост) деконструктивном дизайне 20471120 размышлял о том, как технологии могут влиять на субкультурную идентичность.
Помимо собственного дизайна, Масахиро Накагава и Адзэти Лика привнесли в Харадзюку моду практику переделывания старых вещей, чтобы противодействовать растрате материалов, распространенной в индустрии моды.
Кто может её носить
Мода в Харадзюку не имеет границ, и у неё нет определенной аудитории. Любой, кто любит экспериментировать в одежде и аксессуарах, одеваться нестандартно, авантюрно, с удовольствием примет её. Смысл в том, чтобы раскрывать свое внутреннее «я», ломать стереотипы социальных условностей и модных тенденций, казаться немного сумасшедшим.
Характерные особенности
Многие образы, которые можно увидеть в этом месте, легко узнаются как одно из субкультурных сообществ. Они позволяют людям открыто выражать то, что им нравится и находить единомышленников.
Существуют споры о том, что представляет собой Харадзюку мода. Некоторые считают, что это бунт против относительно строгих социальных правил Японии, когда молодые люди намеренно одеваются в забавные и сумасшедшие стили, пока они могут это делать, прежде чем их заставят «вырасти» и соответствовать нормам. Другие рассматривают модные стили Харадзюку просто как торжество свободы самовыражения.
Хотя наряды и кажутся диковинными, эксперты в этой отрасли считают их серьезным модным фактором. Популяризированная изображениями в модных журналах и музыкой, концепция моды Харадзюку распространилась далеко за пределы Токио. Даже предполагается, что выбор смелых стилей в этом уникальном месте оказывает сильное влияние на мировую моду.
Образы Харадзюку
Следуя принципам девушек Харадзюку (Харадзюку гарудзу), одежда может быть в любом стиле. Традиционно многослойность, оборки и аксессуары помогают выделять её. Кроме того, существуют установленные образы. Стилей Харадзюку достаточно много, и перечислить их все сложно. Между ними есть совпадения, но смешение поощряется для создания новых стилей.
Лолита
Один из самых знаковых стилей Харадзюку – Лодита (рорита фассён) Название для обозначения символического представления о девичестве происходит из одноименного романа Владимира Набокова. Мода обычно является предметом ожиданий и суждений других людей, но «лолита» отвергает все это. Определение моды здесь относится к конкретной одежде и аксессуарам. Героиня романа, которая продолжает искать свою первую любовь, привлекла внимание к фантазиям девушек в широком смысле, включая сексуальные. Поскольку Лолита стала символом девичества, термин в контексте Харадзюку используется для обозначения не мужских сексуальных фантазий, а «девичества» как такового.
Стиль Лолита эгоцентричен. Существует мнение, что стандарты женской моды во многом основаны на мужских оценках. Но Лолите нет дела до чужих оценок. Лолита носит то, что нравится. В настоящее время запущено много брендов, и каждый из них имеет свою индивидуальность. Считается, что прототипом «лолиты» стала так называемая «кукольная мода» (дору фассён), популяризированная брендом DC в середине 1980-х.
Три характеристики упоминаются в книге «Мир, я и мода Лолиты» Момо Мацуура:
- Утверждающий и подчеркивающий девичество дизайн. Такие мотивы как кружева, ленты, оборки.
- Европейские модели прошлых веков, с корсетами и шнуровкой, панье для придания объема юбкам.
- Общий образ соответствует впечатлению девочки-подростка. Наряды как бы вызывают ностальгию по другим временам и историческим периодам (викторианскому или рококо) или просто по самому детству.
Готическая (госу рори), Сладкая (ама рори), Классическая, Химэ, Сиро, Кэжуал, Куро, Гуро, Панк, Деко, Эро, Сейлор, Ци – подстили лолиты. Хотя они берут за основу готическую лолиту, включают одежду в викторианском стиле с элементами барокко и рококо. У «сладкой лолиты» больше элементов стиля рококо, фантазийный вид. Мотивы включают фрукты или ягоды (вишня и клубника), цветочные узоры (особенно роза), оленят, пуделей, сладости, сердечки, короны, принцесс, фей.
Лолита – наряд, вызывающий восхищение «принцессами и дамами», сосредоточен исключительно на том, чтобы выглядеть очаровательно, а не на легкости движений. Важно то, какое значение придают «лолиты» макияжу, прическе и аксессуарам. В некоторых случаях мейк ап может быть полностью белым, как в стиле сиронури, напоминая традиционный макияж гейш или актеров театра Кабуки.
Вижуал кей
Visual Kei или Visual Rock – музыкальное и визуальное движение, которое смешивает различные стили рока с гибридными панк/готик особенностями. На этот стиль повлияли группы J-Rock, такие как Devil Kitty и Mar Luna.
Характеризуется эффектным макияжем, яркими и необычными прическами, тщательно продуманными костюмами, но в целом слегка андрогинной эстетикой. Как и в лолите существует много типологий «визуального» тренда.
Косплей
«Костюмированная игра» или другими словами костюм характеризует персонажа аниме или видеоигры. Дело не только в том, чтобы одеться как персонаж, нужно стать частью этого персонажа.
Декора
Декора любит много аксессуаров. Это заколки для волос, блестящие камешки в макияже, пластмассовые украшения, игрушки, свисающие с шеи, бесчисленные ожерелия, браслеты, разноцветные носки (носят по 3 пары одновременно)… Декора зародился в конце 1990-х – начале 2000-х годов и приобрел большую популярность как в Японии, так и за ее пределами. Яркий пример стиля – певица Кяри Памю Памю, которая до своего музыкального дебюта достигла известности на модной сцене Харадзюку. Девушки декора обычно придерживаются определенного цвета для своего подстиля – розовый, красный, черный, радужный.
Гяру и гангуро
Произошел от бренда джинсов под названием «gurls» (от английского «girl» и сленгового «gals», используемого для красивых девушек). Девушки гяру смешивают цвета, принты, блестки, привнося свой смелый стиль в восточный мотив. Они предпочитают искусственный загар, обесцвеченные или окрашенные волосы, маникюр с наклейками, носят массу экзотических аксессуаров. Макияж состоит из темной подводки для глаз и накладных ресниц, которые делают глаза больше. При фотографировании гяру любят позировать с высунутым языком.
Принцип стиля гангуро в том, чтобы поднять гяру на новый уровень. Характеристики – очень яркая одежда, туфли на платформе, искусственный цвет кожи, волосы оранжевого цвета, золотые или серебряные тени, накладные ресницы.
Что происходит сегодня
Конечно, Харадзюку мода изменилась с момента ее первоначального появления, но правда в том, что она просто развивается. Люди со всего мира приезжают в Токио, чтобы окунуться в атмосферу центра японской уличной моды. Хотя это может быть не то, что можно увидеть в FRUiTS, Харадзюку – по-прежнему место, где рождаются и формируются модные тенденции.
Советы
Следуя принципам девушек Харадзюку, одежда может быть любой, какая нравится. Нужно смешивать разные цвета и узоры, создавать образы, отражающую индивидуальность. Хорошие ингредиенты – одежда и аксессуары ручной работы, секонд-хенд. Аксессуары – сумки, ремни, заколки для волос, украшения – главная составляющая. Они должны быть яркими и совсем необязательно сочетаться с нарядом.
Другая популярная тенденция в молодежной моде – андрогинность. В то время как девушки Харадзюку традиционно предпочитали юбки с рюшами, косплей-парики и пастельные тона, изменения привели к возвращению к истокам. Крой и стиль тканей, а не цвет, сейчас – важный момент.
Предупреждения
Название «Харадзюку мода» принадлежит не только кричащим и странным образам, как предполагает большинство людей. Это относится к особой зоне без суждений и безграничного творчества. Этот район стал сердцем и душой для людей, которые хотят выразить себя. Люди взаимодействуют и общаются, ежедневно завязываются дружеские отношения, часто открываются новые таланты.
Лучшее место, где можно в полной мере познакомиться с модой в Харадзюку, – улица Такэсита, расположенная прямо у станции JR Harajuku. Это небольшая пешеходная улица заполнена магазинами с одеждой и аксессуарами, а также продуктовыми лавками, торгующими разнообразными десертами. Здесь можно не только увидеть истинную сущность центра японской уличной моды, но и приобрести одежду, косметику, средства по уходу за кожей и аксессуары.