Гяру (gal) – наименование японской субкультуры, популярной с последнего десятилетия прошлого века. Термин происходит от английского слова «девушка» – girl. Принадлежность к субкультуре требует от последователей выглядеть и вести себя определенным образом. Слоган направления – «Я не могу жить без мужчин». Фраза прозвучала в рекламе джинсов GALS, транслировавшейся в 70-х. Именно ее выбрали себе девушки, желающие выглядеть броско, необычно, ярко, вызывающе.
Гяру и их жизненные принципы
Гяру – это одновременно гламур и трагедия, мода и отклонение. Представительниц субкультуры называют «девушками, заставляющими семью заливаться слезами». Нередко их именуют «девиантными школьницами». Выбравшие себе такой стиль жизни девушки ежедневно выглядят ярко, модно, броско. В обычные места они надевают ультрамодные наряды, накладывают вызывающий макияж. Каждый день для них – это легкость поведения, любовь к себе, желание жить в роскоши и веселье. Жизнь представительниц направления не терпит скуки, а их философия базируется на наслаждении каждым днем.
О том, кто такие девушки гяру, обычные японцы узнали далеко не сразу после появления направления. Впервые манифестация женской сексуальности в Стране восходящего солнца пришлась на 20-е годы прошлого века, но тенденции не нашли общественной поддержки. Слишком закрепощенный социум не позволил проникнуть западным веяниям, а эмансипированные особы подверглись осуждению, остракизму, резкой критике. Первая масштабная волна популярности пришлась на 70-е годы. В глянцевых изданиях начали печатать фотографии тусующейся, модно и дорого одевающейся молодежи, выбравшей ночной образ жизни. Появление стильных образов на обложках востребованных журналов стало для стиля билетом в повседневную японскую реальность.
История появления субкультуры
Гяру (а также гангуро, когяру), известные презрением к социальным табу, увлеченные западными ценностями, живут под девизом «Да здравствую я!». С первых дней эта субкультура – часть уличной моды Японии. Мужчины, придерживающиеся направления, называются гяруо.
Истоки направления – в моде 20-х годов. Именно тогда появились смелые японские девушки, избравшие западный стиль. В этих кругах слушали джаз, пренебрегали традиционными женскими ценностями, принятыми нормами поведения. Осуждение, давление общества уничтожило эту волну уже в 30-е годы. В 60-х свобода женского общества вновь стала актуальной темой, но лишь в форме эпизодических выступлений.
Точной даты появления стиля в японской истории нет. Как считают многие, это движение возникло ниоткуда и стало откликом на готовность общества к переменам. В 70-х появился первый тематический журнал Popteen, вскоре получивший статус культового в женской среде. Позднее ему составили конкуренцию Happie, Street Jam и некоторые другие. Преимущественно издания создавались выходцами из порноиндустрии. В 80-х гяру прочно связали с Yankiis. Так появились когяру – исключенные из школ из-за несоответствия одежды принятой форме японки. Эти девушки акцентировали внимание на своей независимости, проводили время в Сибуя, где часто попадали в фокус объективов известных фотографов.
В 80-х слово «гяру» стало ассоциироваться с непристойным поведением и потребительским стилем жизни. Тематические издания начали писать про подростковый секс, привлекая заинтересованную в западном мышлении молодежь. 1984 год отмечен тем, что термин gal стали применять к тем, кому характерны беспорядочные половые связи. Он был строго негативным. Одновременно популяризация направления осуществлялась мужскими журналами, которые причисляли к субкультуре звезд ТВ-шоу.
В 90-х стала популярной певица Намиэ Амуро, надолго задавшая тенденции гяру. Она носила короткие юбки и высокие сапоги, загорала в солярии. В 2009-м она получила статус японской иконы моды. Множество девушек из разных регионов страны копировали ее внешний вид. Эта мода распространилась и на русский фэндом. Фанаток певицы прозвали амураа. Одновременно шире применяется слово gal, которым описывают девушек, чьи жизненные приоритеты – дорогие наряды, ночные развлечения, секс. За пределами Японии образ становится эротическим фетишем.
Рост популярности субкультуры связан с тенденциями в СМИ. Сначала представительниц направления считали офисными работницами, желающими красивой жизни, но в 1993-м вышла статья «Структура галс», объясняющая суть движения, акцентирующая внимание на материализм и идеализацию ночной жизни богачей. В статьях про сексуальность, ночные развлечения знаменитостей стали появляться описания когяру. В том же 1993-м появилась статья «Искушение когяру», посвященная сексуальному интересу к девушкам 14-18 лет, чуть позднее – материал о продаже школьницами сексуальных услуг. Широкий резонанс вызвали оплачиваемые свидания, из-за которых гяру в сознании среднестатистического японца прочно проассоциировались с проституцией. В 1997-м вышел документальный фильм, показывающий последовательниц стиля как проституток, желающих лишь дорогих вещей. За использование услуг девушек не раз привлекались к ответственности преподаватели, монахи, крупные начальники, чиновники.
Экономический кризис 90-х спровоцировал вспышку интереса к смелому образу жизни. Радикальные феминистки воспользовались субкультурой как оружием в войне за свободу и положение в обществе. Социологи связали феномен с дискриминацией женщин, известный писатель Рю Мураками охарактеризовал это бунтом, призывом к борьбе с падением нравов. Сами гяру страдали от популяризации направления, поскольку лишь некоторые из придерживавшихся субкультуры практиковали оплачиваемые свидания и предоставление сексуальных услуг, а вот неприличные предложения, угрозы и социальный остракизм распространялись на всех.
На рубеже веков Сибуя в целом, универмаг 109 в частности стали главным местом для когяру. Направление стало частью мейнстрима, идеалом для мечтающей о богатстве молодежи. В первом десятилетии нынешнего века появились гангуро – выходцы из неблагополучных токийских районов, приезжие из других городов, предпочитающие очень сильный загар, традиционную помаду и яркие волосы. Раскол стал противостоянием детей богатых родителей и выходцев из бедных семей. Гангуро носили дешевые вещи, а когяру захватили Синдзюку, Икэбуро, но термин постепенно ушел в небытие – и гангуро, и когяру теперь характеризуют как гяру. В середине десятилетия среди представителей направления появились мужчины гяруо.
Популяризация субкультуры спровоцировала экстремализацию моды. Чтобы избежать нежелательного внимания взрослых мужчин, многие сменили сексуальность на шокирующий стиль, позванный в СМИ «ведьминским». В 2003 появляется арубака – не очень умные девушки, носящие одежду исключительно ALBA ROSA. Позднее формируется движение химэ-гяру, копирующее стиль принцесс.
Особенности образа
Характерные черты облика гяру:
- черная, белая подводка для глаз;
- обилие бижутерии;
- накладные ресницы;
- длинные высветленные или окрашенные в яркие цвета волосы;
- сильный загар;
- толстый слой тонального крема;
- светлый мейкап;
- короткие юбки;
- вызывающая одежда;
- высокие сапоги;
- цветные линзы.
Некоторые считают, что эти особенности внешнего вида связаны с характерными для аниме специфичными образами афроамериканцев. Свою роль сыграла популярность хип-хопа. Гяру походят на калифорнийских пляжных девушек, конфликтуют с традиционными японскими представлениями о красоте и ведут себя фривольно.
Характерная особенность субкультуры – специальный сленг гяру-модзи. Представители сообщества используют заимствованные слова, иностранные окончания, латинские сокращения японских словосочетаний.
Раскол субкультуры
Раскол начался, когда в субкультуру выходцев из богатых семей влилась молодежь из бедных районов. Новая ветвь гангуро преимущественно сформировалась подростками из Ота, Камата. Они приобретали недорогую одежду, вели себя смело и ярко. Беспечные девушки привлекли в движение парней. Так появились гаруо с модными стрижками, стильным маникюром и яркими волосами. Для западного человека гаруо – синоним метросексуала.
Смешение гяру и лолит породило направление химэ-гяру. Оно актуально с 2007-го и характеризуется сочетанием сказочных образов и современного гламура.
Феномен гяру и его трансформация
Как социальное явление субкультура – отражение подросткового желания внимания. Через него выражается протест молодежи против неравноправия, характерного традиционному обществу, а также неприятие закрытости, свойственной Стране восходящего солнца. Гяру поддерживают идею легкости, свободы и простоты. Они громко говорят о свободе носить любую одежду и вести себя так, как им хочется. Они пропагандируют право самостоятельно распоряжаться жизнью.
Насколько субкультура популярна
Сейчас аудитория менее многочисленна, нежели в начале века, но все же довольно разнообразна. Это отражает мир гяру. Особенное место в нем занимает Сибуя, универмаг 109. Он работает с 1979-го и считается меккой гяру. Место культовое, даже факт приобретения здесь одежды делает из покупательницы когяру.
Популярность субкультуры отражается в специальных изданиях. Для гяру выпускаются Egg, Popteen, Happie Nuts. В 1994-м появились Street News, Kawaii. В 2000-м начинается выпуск журнала Ranzuki, ориентированного на подростковую аудиторию, любителей очень темного загара.
Аниме и манга о гяру
Самая известная манга про субкультуру – Hajimete no Gal. Произведение Уэно Мэгуро публикуется в Shounen Ace. В 2017-м появилась аниме-адаптация. Сюжет рассказывает о старшекласснике, на коленях признающемся девушке в своих чувствах. Одноклассница главного героя – гяру; невзирая на неловкость, она принимает предложение.
Образы гяру можно видеть в произведениях:
- Крутой учитель Онидзука (безымянные девушки);
- Нана (Нами Комацу);
- Красотка (Момо Адачи);
- Детка на кухне (Мику Окадзаки);
- Сезон беспокойных дев (Соноэ Дзюдзе);
- Реактивные девушки Кандагавы (Манацу Сираиси, Юдзу Мидорикава);
- Цитрус (Юдзу Аихара).
Видео
Узнать больше о гяру можно из видео: