В некоторых российских музеях есть любопытные экспонаты, тесно связанные с историей и культурой Японии. Иногда такие можно видеть даже в музеях, удаленных и от дальневосточных регионов, и от столичных. Например, в Томске в Краеведческом музее хранится статуэтка Эбису – бога счастья. Это святое существо упоминается в «Кодзики», «Нихонги»; среди всех ответственных за счастье и удачу богов только Эбису имеет исконно японские корни.
Этимология
Япония известна неоднозначным отношением к пантеону: многие боги располагают несколькими именами или вариантами написания имени, для многих придуманы разные истории появления. Не будет исключением и один из богов удачи: для него известно не менее четырех названий:
- 恵 比 須 – бесконечный приятный доход;
- 恵 比 寿 – аналогично вышеупомянутому;
- 夷 – символ, которым обозначаются айны;
- 戎 – еще один символ для наименования айнов.
Один из семи богов счастья первоначально именовался ребенком-пиявкой Хируко (蛭 子). В некоторых мифах он упоминается под именем Котоширо-нуси-но-ками – основной бог времени для работы (事 代 主 神).
Во многих источниках японский бог счастья именуется Улыбающимся, Смеющимся. Это указывает на его веселый характер.
Ответственное за счастие высшее существо относится к синтоизму. Кроме удачи оно отвечает за океан, работу, ловлю рыбы, здоровье младенцев. Эбису покровительствует честным купцам и крестьянам. Происхождение имени неоднозначно. Оно связано со словами «варвар», «чужеземец». Вероятно, это указывает на то, что в давнее время люди верили, что боги дадут полезные способности взаимодействия с иностранцами, прибывающими на острова. В некоторых источниках Эбису характеризуется как покровитель утренней зари.
Атрибуты
Традиционно Эбису рисуют бородатым полным улыбающимся стариком, восседающим на камне. Бог облачен в кимоно, хакама, иногда сасинуки или каригину, остроконечную шляпу казаори эбоси. В руках Эбису держит удочку для ловли рыбы, иногда люциана или красного леща. Эти рыбы для японца символизируют удачу. На некоторых картинах Эбису держит складной веер, который, вероятно, означает реализацию желаний, принятие окончательного решения: в прошлом Император движением веера отвечал на просьбу нуждающегося, сумевшего попасть на аудиенцию.
Поскольку Эбису покровительствует морякам и всем тем, чей доход связана с морем, нередко бог изображается китом, медузой, акулой. Считается, что он не может слышать и почти не может ходить, потому что в детстве у него не было костей. Невзирая на тяжелое прошлое, Эбису добродушен и готов делиться всем тем, что у него есть.
Семья Эбису
Есть несколько легенд о происхождении Эбису. Некоторые рассказывают, что он сын Дайкоку (Оокунинуси, 大国主命). В период умиротворения «Центральной Земли тростниковых равнин» у Эбису появилась дочь – повзрослев, она стала супругой императора Дзимму.
Другая история представляет Эбису настоящим человеком – в прошлом он принадлежал к правящему сословию. Больше всего на свете он любил рыбалку, и посвящал ей каждый свободный час.
Составители «Кодзики» и «Нихонги» связывают Эбису с Идзанаги и Идзанами, называя его первым ребенком величественной пары. Поскольку родители не соблюли ритуал свадьбы полностью, мальчик появился на свет без костей. Поэтому его и назвали головастиком – Хируко. Еще до достижения трехлетнего возраста ребенок оказался в лодке из тростника, которую смыло морскими волнами, а затем выбросило на берегах Хоккайдо. Здесь мальчика нашел айн Эбису Сибуро. Мальчик, справляясь с бедами, вырастил конечности и иные нехватающие части тела, и к трем годам стал божеством. Он достойно преодолевал тяжелые испытания и в дальнейшем, постепенно превратившись в покровителя счастья.
Мифология
Нередко мифы представляют бога счастья мудрым стариком, тут и там появляющимся на берегу моря. Он помогает нуждающимся, особенное внимание уделяет героям. Поскольку в детстве он излечился самостоятельно, верят, что Эбису обладает целительной силой. Он помогает рыбакам и торговцам, защищает тех, кто зарабатывает ремеслом, улучшает урожаи, символизирует надежду.
Истоки Хируко
В переводе Чемберлена «Кодзики» так представляет сцену отправления ребенка в плавание: родители поместили чадо в тростниковую ладью, которой позволили уплыть. Поскольку первые боги Японии неправильно исполнили ритуалы бракосочетания и не завершили их, первый ребенок появился на свет ущербным. Ужаснувшись уродству, боги отреклись от него, бросив на произвол судьбы. Так мальчик оказался в море, и лишь случайно прибыл к неизвестному берегу.
На земле ребенка встретили добрые люди. Ему дали имя Эбису Сабуро и воспитали, не пожалев средств и сил. Мальчик рос больным, но постепенно вырастил себе скелет и научился ходить к трехлетнему возрасту. Он навсегда сохранил в сердце щедрость добрых людей и определил своей целью дарить удачу каждому встречному.
Иные мифы
Некоторые считают, что Эбису происходит от бога рыбной ловли, известного в Кансае и близлежащих регионах. Также его связывают с богами айнов. Это исконно японское божество, не имеющее связи или предшественника в Индии, Китае.
Происхождение бога довольно близко по сюжетной канве к истории появления Гефеста – мальчика, рожденного на свет уродливым и деформированным. За это его изгнали с Олимпа по инициативе матери Геры.
В современной культуре
Как бог торговли Эбису упоминается в произведения кёгэн. Бог – герой многих художественных произведений периода Эдо. На изображениях Ооцу-э он нередко представлен гротескно, борется сумо с Дайкоку.
Кроме того:
- на пивоварне Сааппоро производится пиво Yebisu;
- существует японская дизайнерская марка Evisu;
- бог упоминается во многих аниме – например, Noragami.