Культура и традиции

Даймё или японские лорды


Даймё (大名 «большое имя») были не кем иными, как могущественными японскими феодалами, которые правили большей частью Японии из своих обширных наследственных владений. По крайней мере, так продолжалось с 10 века до падения сёгуната, с началом годов Мэйдзи.

Роли даймё

Примерно в конце периода Хэйан слово «даймё» стало использоваться для обозначения владельца частного рисового поля. В период Камакура, отмеченный правлением сёгуната Камакура, так называли влиятельных самураев, управлявших большими территориями и имевших много вассалов для охраны владений. В этом контексте даймё означает «большой» (дай 大) и «частная земля» (мё名 от мёдэн 名田).

Даймё средневекового периода (Камакура и Муромати) известны как сюго-даймё – должность, установленная сёгуном Минамото-но Ёритомо и дарованная губернаторам различных провинций. Сюго-даймё представляли военную, полицейскую и экономическую мощь страны – систему территориального контроля (сюгорёгокусэй). Но положение сюго не было наследственным, и земли, находящиеся под их контролем, они не считали своими. Даймё подчинялись сёгуну и номинально императору и кугэ, родовой элите.

Сиба Ёсимаса из клана Сиба, один из сюго-даймё

В период Эдо слово «даймё» относилось в основном к «сёко» – феодалу хана, которому бакуфу в качестве вознаграждения предоставило территории в 10 000 коку и более. Самураев, имевших земли менее чем в 10 000 коку риса, тех, кто находился под непосредственным контролем сёгуната, называли дзикисан. Однако это определение неоднозначно, поскольку между ними существует ещё сёмо (小名). Феодалов периода Эдо также называли даймё сёко, учитывая, что особенности правления напоминали китайскую феодальную систему. Исторически они известны как кинсэй даймё (近世大名 даймё раннего современного периода)

Одежда даймё

Мужчины высших классов неизменно носили хакама с косодэ. Поверх этой комбинации во время отдыха даймё мог надеть добуку – халат с широкими рукавами, похожий на хаори.

Канисимо (катагину и хакама)

Стандартной официальной одеждой в период Сэнгоку можно считать камисимо, состоящее из катагину (без рукавов), надеваемого поверх косодэ, и хакама. На катагину в четырех местах (на спине, по обе стороны груди и на талии) находился мон (фамильный герб). Изначально это было суо, представлявшее камисимо, к катагину которого прикреплялись огромные свободно ниспадающие рукава (на самом деле катагину – это суо без рукавов).

Даймё носили эбоси, шапку из тонкого шелка (позднее заменённого на бумагу, покрытую черным лаком). Эбоси удерживалась на месте белым шнуром или прикалывалась к узлу даймё. Размер и форма аксессуара во многом зависели от ранга самурая, хотя к 16 веку использование эбоси резервировалось для официальных мероприятий. В таких случаях слуга нёс меч, а у самого даймё был простой складной веер, заткнутый за пояс, обернутый вокруг талии.

Хитатарэ

Неформальная одежда военного сословия, носимая с хакама, – хитатарэ. По мере того, как хитатарэ со времене корректировался, рукава становились больше, а хакама достигали высоты щиколоток. Стало обычным продевать шнур в отверстии рукавов, чтобы завязать их во время боя.

Приход к власти

По мере ослабления власти сёгуна Муромати власть этих правителей возросла до такой степени, что они управляли регионами уже как частными вотчинами. Налоги, уплачиваемые крестьянами рисом, шли непосредственно в их казну, на них они содержали свои самурайские армии.

Война годов Онин (1467–1477), вызванная спором о престолонаследии внутри сёгуната Асикага, привела к явному распаду центрального командования и восстанию между рядом кланов даймё, борющихся за господство. В период Сэнгоку («эпоху воюющих провинций») тех, кто занял место сюго, получив контроль над территориями, стали называть сэнгоку-даймё (воюющий феодал).

Даймё в период Эдо

После объединения страны и установления единоличной власти Токугава Иэясу, региональные правители находились под строгим контролем сёгуната, даже если они были наделены широкой автономией в пределах вотчины. Отношения между даймё и сёгунатом регулировались Букэ сёхатто – «Законами о военных домах».

Битва при Сэкигахаре

Самые известные даймё

В первую очередь это три сэнгоку, которые боролись за объединение Японии и установление мира, – Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Среди прославленных имен истории феодальной Японии:

  • Такэда Кацуёри (1546 – 1582) – глава клана Такэда и преемник легендарного военачальника Такэда Сингэн, как даймё правил провинциями Кай, Синано, Суруга и Кодзукэ. Происходил из длинной линии сюго провинции Кай, начиная с периода Камакура. Вторгнувшись в провинцию Микава, он выступил против Токугава Иэясу, но был разбит Токугава Иэясу и Ода Нобунага в битве при Нагасино в 1581 году.
  • Мацудайра Киёясу (1511–1535) – седьмой правитель клана Мацудайра в период Сэнгоку, дед объединителя Японии Токугава Иэясу. Киёясу имел контроль над всей северной провинцией Микава после того, как сдался клан Сайго (после четырех поколений конфликта). Замок Окадзаки построен как памятник могуществу Мацудайра.
  • Ии Наосукэ (1815–1860) – феодальный правитель Хиконэ, тайро («великий старейшина») сёгуната Токугава. Наиболее известен тем, что подписал Договор Харисса, предоставив доступ к портам для торговли американским купцам и морякам и экстерриториальность американским гражданам.

Сэнгоку-даймё

Многие сэнгоку-даймё вышли из рядов провинциальных чиновников или местных самураев, получивших власть благодаря своему мастерству и военной славе. Более 150 лет между военачальниками даймё продолжались войны до прихода к власти Ода Нобунага и его планов по объединению страны, завершенных Тоётоми Хидэёси.

Симпан даймё

В период Эдо существовало три основных класса даймё – это тодзама, фудай и синпан. Иэясу реорганизовал около 200 даймё, основываясь на их отношениях с кланом Токугава.

Синпан (родительский клан) относились к кланам, которые были основаны мужскими потомками Токугавы Иэясу.

Госанкэ и Госанкё

Главы семейств Госанкэ (три благородных дома Токугава) и Госанкё (три семьи), принявших фамилию Токугава, играли роль преемника сёгуна, в случае, если мужская линия сёгуна прервется.

Дом Овари

Клан Овари – великий дом Госанкэ, имел самый высокий статус среди даймё. Управлял ханом Овари и частями Мино, Микава и Синано. Известен также как «клан Нагоя», поскольку штаб-квартира дома Овари находилась в замке Нагоя в провинции Овари. Основатель рода – девятый сын Иэясу, Ёсинао.

Замок Нагоя, резиденция семьи Овари Токугава
Дом Кии

Основатель семьи – десятый сын Иэясу, Ёринобу. Унаследовал хан Кисю и правил провинциями Кии и Исэ.

Дом Мито

Даймё хана Мито. Основатель семьи – последний, одиннадцатый сын Иэясу, Ёрифуса.

Фудай-даймё

Фудай организовались, когда Токугава Иэясу был переведен в регион Канто при режиме Тоётоми, и передал землю крупным военачальникам фудай, дав им статус даймё.

Тодзама-даймё

Тодзама или «внешние даймё» включены в систему управления семьи Токугава до и после битвы при Сэкигахаре. Даймё, которые правили стратегически важными территориями и примкнувшие к восточной армии в битве при Сэкигахаре, переводились в отдалённые районы за большие вознаграждения. Это способствовало тому, что многие феодалы управляли большими территориями.

Роль изменилась в период Эдо

По этой причине сёгунат относился к ним настороженно, хорошо награжденные в ранний период Эдо многие даймё обвинялись в мелких нарушениях и подверглись принудительному переселению. Им редко, если вообще когда-либо, предлагали государственные должности. Браки по договоренности между семьями тодзама и клана Токугава, а также политика Санкин Котай держали их под строгим контролем.

Прекращение существования

После поражения сил, верных сёгунату Токугава, во время войны Босин в 1868 году, новое правительство Мэйдзи конфисковало все земли, находившиеся под непосредственным контролем сёгуната (тэнрё), и контролируемые даймё, оставшимися верными делу Токугава. Эти земли (система хан) составляли примерно четверть территории Японии и были преобразованы в префектуры с губернаторами, назначаемыми непосредственно центральным правительством.

Кадзоку

17 июня 1869 года, в соответствии с политикой Ивакура Томоми, были отменены традиционные титулы в статусной системе придворной знати Киото кугэ и землевладельцев-самураев даймё. В общей сложности 427 семей были включены в новый класс – кадзоку (華族 «благородное происхождение»). Изначально японская аристократия классифицировалась на прижизненное «кадзоку», при котором человек оставался дворянином только в течение одного поколения, и вечное «кадзоку», когда статус передавался по наследству.

В 1884 году кадзоку было реорганизовано и появились титулы – косяку公爵(князь), косяку侯爵(маркиз), хакусяку伯爵(граф), сисяку子爵(виконт) и дансяку男爵(барон).