Культура и традиции

Босодзоку – невероятная субкультура


Привычно думать о байкерских бандах как о звёздно-полосатом феномене, но подобное жесткое явление, очень похоже на криминальную динамику и территориальный контроль, выросло и в японских префектурах. Речь о босодзоку, «мотоциклетных бандах», которые отличались особым стилем езды, смелым дресс-кодом, определенными стандартами поведения. Они увековечены в японской культуре как «бунтари без причины», но также и как носители традиций.

Кто такие босодзоку

Босодзоку – это желание нарушать правила, быть хулиганом. Подлинное, почти освобождающее, бунтарское чувство. Рев выхлопных газов, скорость, какофония гудящих рожков, хаотичные цвета … это образ жизни.

Байкерская культура в Японии

Босодзоку (暴走族 «племя необузданной скорости») – термин, используемый для обозначения полукриминальной субкультуры байкеров, тесно связанной с кастомизацией (индивидуализацией) мотоциклов. Предполагается, что это форма протеста против сильного влияния Запада, которому Япония подверглась после Второй мировой войны. Факт, продемонстрированный широким использованием имперских флагов на модифицированных транспортных средствах и одежде участников банд.

Банды босодзоку, состоящие, как правило, из мальчишек, моложе 20 лет, движимых бунтарским духом, стали частью коллективного воображения японцев, особенно в начале 1980-х, достигнув пика популярности в 1982 году, когда в Японии более 42 000 хулиганов гоняли на огромных скоростях, на своих двухколесных монстрах.

Босодзоку посвящен целый ряд манга, аниме и фильмов. Среди известных творений – «Акира» Кацухиро Отомо, «Сёнан бакусодзоку» Сатоси Ёсида, «Сёнан дзюнай гуми – Банда чистой любви» Тору Фудзисава. Сого Исии в начале 1980-х годов снял ставшие культовыми фильмы «Дорога безумного грома» и «Взрывающийся город».

От бунтарства к криминалу – история Босодзоку

История этого явления уходит корнями в послевоенный период, когда весь мир медленно входил в напряжение холодной войны. После 1950-х годов во многих странах, и Япония не исключение (последствия атомных бомбардировок еще не были переварены), усилились антиамериканские настроения. С господством США в мире боролись с помощью протестных движений, в том числе банды молодых людей, которые с криком «Банзай» и крайними политическими идеями связывали социальный бунт против самой страны, виновной в том, что она не отреагировала с честью на разрушения, которые американцы принесли на Восток.

1950 – 1970 годы – Истоки

Первые босодзуку появились в Японии как группы ветеранов Второй мировой войны. Большинство из них столкнулось с трудностями адаптации в обществе. Привыкшие к жизни, полной опасностей и крайностей, они объединялись и сформировали группы, известные как каминари дзоку (カミナリ族/«громовое племя»). Связывало их неудовлетворенность системой, властью или просто поиск своего места в обществе, чтобы почувствовать себя частью чего-то большего.

Каминари – группа молодых людей, которые модифицируют глушители своих мотоциклов и ездят по городу, издавая громкие звуки

Черпая вдохновение в американской культуре гризеров и западных фильмах, они ездили на мотоциклах по общественным дорогам на высоких скоростях и начинали реформировать дух товарищества и опасностей. Вообще босодзуку станет известным благодаря многим сходством со старой американской байкерской культурой. Из-за таких модификаций, как удаление сердцевины глушителя, рычание мотоциклов напоминало громовые раскаты. Безрассудное вождение ради высокой скорости часто приводило к дорожно-транспортным происшествиям.

Но поколение войны со временем уходило на пенсию, уступая место молодежи 1960-х–1970-х годов. Приток молодой энергии в Каминари Дзоку превратит стареющее «лоскутное одеяло» мотогонщиков в национальное мотоциклетное движение – феномен, подпитываемый средствами массовой информации, которые заклеймят банды термином босодзоку (что можно перевести и как агрессивный гоночный клан).

Во второй половине 1960-х годов многие юноши получали водительские права на мотоциклы одновременно с поступлением в среднюю школу. С 1965 года, мчавшихся по центру города на огромной скорости поздней ночью, их стали называть «саккито-дзоку» (племя гонщиков по кольцевым трассам), «кайдо-рэса» (гонщики по шоссе). Кроме того, некоторые парни ездили на мотоциклах с большим рабочим объемом (750 куб. см.), которые становились объектом восхищения. Появилось новое определение – «нанахан-дзоку» (клан нанахан). Нанахан (ナナハン) – популярное японское название большого мотоцикла с номинальным рабочим объемом 750 куб. см. (100-я цифра объема двигателя – нанаナナ, 10-я – ханハン, что означает половину 100 куб. см.).

«Нанахан = 750 куб. см»

До этого времени общественность и полиция относились к явлению терпимо, просто как к чудачествам молодёжи. К тому же мотоциклы в то время были дорогими игрушками и большинство участников забегов – дети из семей среднего и высшего класса.

С 1970-х годов, когда цены на мотоциклы упали и они стали популярными среди широкой публики, «культура» начала распространяться на мальчиков в так называемых делинквентных группах, их называли будоха 武闘派 (можно перевести как фракция боевых искусств). Главной целью для них было выделиться, а не преследовать высокие скорости. Их отношение к истеблишменту и отсутствие уважения к властям отличало их от обычных подростков в Японии. Вооруженные железными трубами они вступали в драки с другими группами, совершали кражи. В результате росла общественная критика, полиция усиливала репрессии, что вызвало движение Саннай (движение трех «Не») – старшеклассником «не давать права», «не давать право покупать», «не давать возможность сесть за руль.

1980–1990 годы – Взлет

Популярность мотоциклетных банд выросла на протяжении 1980-х и 1990-х, достигнув пика в 42 510 участников в 1982 году, что сделало босодзоку преобладающей формой молодежной преступности в Японии.

Один из опросов, проведенных Национальным яп. полицейским агентством в ноябре 1980 года, выявил 754 группы и 38 902 участников по всей стране (количество девушек-мотоциклистов составляло 1426 человек). Количество членов в возрасте до 15 лет увеличилось с 47 в 1976 году до 1208 человек (в 25 раз). В 1981 году количество группировок еще больше увеличилось – подтверждено 835 групп и арестовано 8 255 человек.

Suzuki GS400E

Они были известны тем,¸ что на своих модифицированных мотоциклах устраивали массовые заезды, в ходе которых до 100 байкеров медленно двигались по скоростной автомагистрали, без остановки проезжали пункты взимания платы и игнорировали попытки полицейских задержать их. В Канун Нового года традиционно устраивали массовые аттракционы. Размахивая имперскими японскими флагами и создавая невероятный шум своими незаконно модифицированными глушителями, они блокировали движение, петляли в пробках, проезжали на красный свет.

Члены банд устраивали драки и терроризировали людей деревянными мечами, металлическими трубами, бейсбольными битами и даже коктейлями Молотова. Избивали автомобилистов, которые попадались им на пути и выражали возмущение поведению байкеров, портили им машины. Излюбленной мишенью их агрессии были иностранцы.

Автор фотографии Масаюки Ёсинага

С распространением культуры мотоциклетных банд, которые изначально рассматривались как «модель поведения, показывающая, что подростки восстают против школы и общества», постепенно изменилась иерархия в них. Изначально они были связаны правилами, как санкции против членов, которые не соблюдают ограничения и дисциплину внутри самых групп. Наряду с изменением окружающей среды, глобальных перемен в стране, среди молодежи наблюдалась сильная тенденция неприязни к традиционной сдержанности. Помимо убыли юной популяции в связи со снижением рождаемости, ослабевает лидерство в отношениях старший-младший, связанных локальными связями. Организация и управление босодзоку становится все сложнее.

С середины 1980-х в крупных городах молодежь, не любившая строгих иерархических отношений, сливается в «цветные банды», карагянгу (カラーギャング) – группы хулиганов, которые подражали американским уличным брендам. Название связано с тем, что у каждой группы были собственные командные цвета.

1990–2005 годы – Падение

Численность босодзоку начала медленно снижаться с рекордно высокого уровня 1982-го года и к 1990-м годам по всей стране насчитывалось около 28 000 босодзоку. По мере того, как проводилось больше арестов и судебных преследований, банды становились менее наглыми в своих действиях. В результате членство в них сокращалось, а участники переставали быть такими экстравертами, как раньше.

Некоторые даже стали ездить на изящных скутерах вместо мотоциклов с мощным мотором – синонимом классического образа босодзоку. С появлением модных журналов для мальчиков, увеличилось количество юношей, которые делали акцент на моду, и культура мотоциклетных банд постепенно угасала среди молодежи.

В 2004 году японское правительство приняло пересмотренный закон о дорожном движении, который дал полиции больше полномочий для ареста байкеров, безрассудно разъезжающих группами.

Наше время

С увеличением числа арестов и судебных преследований участие в босодзоку быстро пошло на спад. По состоянию на 2010 год полиция сообщала, что новой тенденцией среди босодзоку стало ездить вместе небольшими группами на скутерах вместо сильно модифицированных мотоциклов.

Байкеры 2006 года

В 2013 году Национальное полицейское управление переклассифицировало банды байкеров в организации «псевдо-якудза» Сегодня по всей Японии насчитывается всего около шести тысяч активных босодзоку. Сообщается, что наибольшее количество гонщиков наблюдается в префектуре Айти, за которой следуют Токио, Осака, Ибараки и Фукуока.

Мировоззрение

Явление, порожденное социальным бунтом, вылилось в более или менее организованную преступность банд, которые соперничали друг с другом за контроль над теневыми районами, территориями и предприятиями.

Японские байкеры

В то время как остальная часть японского общества развивалась и открывалась миру, культура босодзоку сосредоточилась на поддержании традиционных ценностей и кодексов поведения. Отдельная социальная иерархия и сеть выросли из строгих правил, как члены групп могли действовать и вести себя. Нарушать законы и сеять хаос для полиции, было позволительно. Хотя в некоторых бандах считалось аморальным причинять вред представителям общественности. Когда одной группе угрожала другая, защищаться становилось вопросом жизни и смерти. Жестокие войны за территорию, похищения людей и даже убийства не были редкостью.

В начале 1980-х, когда босодзоку полностью вышло из-под контроля, в больших городах ночи постоянно нарушал рев 4-х цилиндров с открытым выхлопом на пустынных улицах. Власти могли мало, что сделать, в большей степени они просто «контролировали» шумные демонстрации, фактически не вмешиваясь, чтобы их остановить. Это чувство всемогущества привело некоторых участников банд к ассоциации с якудза, которая в рядах босодзоку находила молодых новобранцев для включения в организованную преступность более высокого уровня.

В конце 1990-х весь мир изменился и разрушенная Берлинская стена уступила место глобализации. Это привело к роспуску многих мотоциклетных банд, а жизни участников разделились между теми, кто вернулся в нормальное русло и теми, кто остался в рядах якудза. Хотя в конце тысячелетия официальных босодзоку насчитывается немного, субкультура продолжает вдохновлять многих людей и время от времени происходит «возрождение» периода её расцвета.

Ещё в Японии немало людей, которые ревностно оберегают модифицированные в стиле босодзоку байки, организовывают парады – хотя современные демонстрации, не более чем сборища, объединяющие людей, увлеченных теми же идеями и страстью к мотоциклам и автомобилям.

Но с новым веком начался и кризис. Мотоциклы стоят немало, не говоря уже о модификациях. Для вторичного рынка, например для 4-х метрового глушителя, требуется целое состояние. За седло с розовой бахромой договариваются с глазу на глаз. Сегодня быть бунтарем накладно.

Можно было бы ожидать, что рецессия, безработица, увеличение налогов приведут к возрождению протестного движения, такого как босодзоку. Но нет! Даже «мундиры» с красивой вышивкой и имперскими символами слишком дорогие. Новое поколение выбирает дешевую одежду и ездит на недорогих скутерах. История со счастливым концом, которая оставила потомкам один из самых ярких, но и абсурдных образов, когда-либо созданных.

Фотографии Фукуда Фумиаки, из книги, посвященной «каминари-дзоку»

Босодзоку часто фигурируют в аниме, фильмах и телешоу. Стереотипные японские байкеры мгновенно узнаются по их комбинезонам или военным курткам, украшенным иероглифами, которые они надевают без рубашки, чтобы показать свои забинтованные торсы. Мешковатые штаны и высокие сапоги завершают образ.

Стиль

Отвернувшись от вестернизированных деловых костюмов и галстуков, наводнивших Японию, босодзоку первых поколений создали собственный стиль и бренд, отдавая дань уважения своим предшественникам. Называемый токкофуку он был смоделирован по образцу комбинезонов военных летчиков. Собственно фигура камикадзе времен Второй мировой войны, жертвовавшего собой во славу своей страны, стала вдохновителем субкультуры.

Токкофуку

Босодзуку носили токкофуку и дзимбэи, которые украшались лозунгами (как «Юкоку рэсси», 憂国烈士Национальный мученник), символами банд, флагами и даже мандзи (японской свастикой). Изначально униформа была преимущественно чёрной и белой, но с 1990-х увеличилось количество цветовых вариаций (красный, темно-синий).

Куртки вышивали фразами с использованием фонетических аналогий, например «Кэнка Дзёто» 喧嘩上等 (что можно перевести как «ссориться с начальством»), предложениями, выражающими благоприятные чувства. Кроме того использовались символы, значения которых малопонятны обывателям. Подол принято было заправлять в дзикатаби или сапоги.

Модные бородзоку

Что касается аксессуаров, японский байкер предпочитал солнцезащитные очки, закрытые по бокам, пояс тасуки, головную повязку «хатимаки», хирургическую маску, прическу с эффектом помпадур и перманентной химической завивкой.

Девушки босодзоку (рэдису(レディース), переводится как женщины, но в данном контексте женские банды) носили сапоги на высоких каблуках, делали яркий макияж и красили длинные волосы. Вместо мешковатых штанов могли носить юбки и чулки.

Лидеров узнавали по курткам, покрытых стилизованным традиционным японским шрифтом. Эти куртки передавались от старых лидеров к новым, что помогало преодолевать разрыв между поколениями (бывшими членами и новобранцами).

Мотоцикл – символический объект босодзоку

Ничто не могло подготовить человека к главному акту культуры босодзоку как мотоцикл. Все мотоциклы, как правило, японского производства, модифицируются в едином стиле.

Изначально это был гоночный мотоцикл с большим зазором в двигателе и без капота, поэтому он производил много шума и стоил недорого.

Слева направо: 1) Suzuki Diamond Free (1954) 2) Yamaha YC1, 175cc (1956) 3) AJS 16C 350cc (1954) 4) CB92 125cc (1958)

Среди популярных моделей 1970-х годов – Honda CB750 Four, Kawasaki 750RS (Z2), Kawasaki 750SS Mach, Suzuki GT750, Yamaha TX750.

Как правило, начав свою жизнь как шоссейный мотоцикл (преимущественно модели объемом 250–400 куб. см.), он дополнялся эстетическими и функциональными элементами из разных культур. Вместе с тем, хотя американские чопперы и британские кафе-рейсеры повлияли на модификации, мотоциклы босодзоку, несомненно, уникальные.

Оснащенные модифицированными выхлопными трубами, с увеличенными обтекателями (абсолютно вне всякой логики стиля и функциональности) и гигантскими решетками, мотоциклы красили в яркие цвета, украшали наклейками и логотипами, которые ассоциировались с наиболее важными символами военной и имперской истории Японии. Восходящее солнце было обычным брендингом. На мотоцикл устанавливали по несколько рожков для воспроизведения мелодий, которые банды использовали в качестве личных музыкальных тем.

Начиная с 1990-х годов, которые в Японии известны как «потерянное десятилетие», экономический спад принес проблемы молодому поколению. Повсеместная безработица привела к резкому сокращению располагаемого дохода, и модифицированные мотоциклы стали роскошью, которую могли себе позволить лишь немногие. Вдобавок ко всему, как уже было сказано, репрессии под руководством правительства, начавшиеся в 2004 году, почти полностью уничтожили отдельные банды. Обладая полномочиями арестовывать на месте подозреваемых в членстве, японская полиция продолжает вести войну против любой деятельности, связанной с мотоциклетными бандами.

Сегодня, прогуливаясь по улицам блеска и гламура в Гиндзе, в окнах витрин можно видеть манекенов, демонстрирующих обновленные версии комбинезонов токкофуку, вышитых лейблами высокого класса.

Тюнинг

Босодзоку в современном аспекте уже не объединяет хулиганов на мотоциклах, несущихся по пустынным ночным улицам Токио, а обозначает поклонников определённого стиля автомобилей. Здесь речь о тюнинге.

Тюнинг в стиле босодзоку – это не о функциональности, только о внешнем виде. По степени брутальности его сложно превзойти. Базой служат популярные седаны, как Mark II, Chaser Cresta, Aristo, Soarer, Crown, Celsior, Century, Cedric, Gloria, Laurel, Cima. Вдохновляясь гоночными автомобилями, у них удлиняют спойлеры, передний и задний бамперы, выхлопные трубы. Длинные трубы сильно шумят, не более того, само собой разумеется, что с них удалены все звукопоглощающие элементы. Так что звук двигателя можно слышать в чистом виде.

Тюнинг в стиле босодзоку

Во время совместных «прогулок» босодзоку часто совершают опасные маневры. Примером может служить дикая смена полосы движения или игнорирование красного сигнала светофора. Один из самых опасных маневров вождения – синай босо (умышленное превышение разрешенной скорости). Дело не в том, кто окажется самым быстрым, смысл – испытать острые ощущения. Головную машину ведет сэнтоса (руководитель акции). Правило в том, что никому не позволяется его обгонять.

Неофициальные гоночные модели также участвуют в официальных соревнованиях (ралли, джимхана), но некоторые группы современных босодзоку предпочитают брутальную езду. Во время аттракционов они размахивают японскими флагами и громко выкрикивают нецензурные слова и девизы.

Субкультура сохранилась со сдвигом в сторону тюнинга автомобилей

Босодзоку применяется только к автомобилям японского производства и в некоторой степени он взаимозаменяем с термином «кайдо рейсер». В широком смысле «босодзоку» относится к концепции модификации японского автомобиля, тогда как «кайдо рейсер» – конкретно к модификации конкретного автомобиля.

Образ жизни босодзоку

В целом японское правительство рассматривает босодзоку как высокоорганизованные группы в составе нескольких национальных федераций. В группах существуют четкие правила, униформа, символы, некоторые даже взимают членские взносы и устанавливают наказания. Эти объединения также составляют большую часть японской преступной деятельности, причастной к вандализму, нарушениям правил дорожного движения и другой преступной деятельности.

Их криминализируемые деяния обычно не заканчиваются после того, как им исполняется двадцать. Считается, что до одной трети рекрутов якудза происходят из сохранившихся банд босодзоку. Вместе с тем по мере того, как босодзоку становится все меньше, их связи с якудза менее очевидны. Якудза сегодня больше вербуют из других маргинализированных групп, как японские буракумины или корейцы-зайничи.

Фотогалерея

Видео

Каминари-дзоку, архивные видео:

Полицейские расправы над мотоциклетными бандами, кадры 1990-х: