Японская мифология – сформировавшаяся с древности система верований жителей Страны восходящего солнца. Систематизированные сакральные знания сформированы с учетом устоев буддизма, синтоизма, традиционных верований. Японские боги древности известны в современности благодаря антологиям «Кодзики», «Нихон секи».
Истоки
О мифологической дальневосточной системе известно из составленных по приказу властвовавшего рода Ямато «Записей о деяниях древности» («Кодзики»), датированных 712 годом, «Анналов Японии», пришедших из 720 года. Самый значимый древний сборник «Кодзики» включает 3 свитка, из которых первый посвящен устным преданиям, переходившим из поколения в поколение (Такамагахара), а два других – поступкам божественных детей. Эти события отражают историю Страны восходящего солнца. Второй свиток посвящен событиям Идзумо (прототип области – Симанэ), третий рассказывает о Цукуси (Кюсю), где правил бог Ниниги. «Кодзики» уникален – это главная святая синтоистская книга из трех основных, а также ключевой древний литературный японский памятник.
Многие старинные мифы приведены в составленном в 8 столетии сборнике «Манъесю», в «Энги сики», где перечислены исполняемые в 10 столетии при дворе традиционные песни.
Все сакральные знания жителей Страны восходящего солнца необычны, неповторимы, несходны с распространенными в других краях. Они представляют людей как божественных потомков, включают фундамент синтоизма и отражают менталитет, духовность, психологию японцев, сложившуюся с древности.
Влияние религии
Известные из японской мифологии герои, боги, существа отражают основную древнюю религию населения архипелага – синтоизм. Суть направления – почитание множества сакральных ками. Учение тесно связано с буддизмом, путем Дао и идеями Конфуция. Особенность синтоизма – отсутствие строгих догм, записанных канонов. Путь синто включает философию народных поверий и сказаний, отраженную в «Кодзики», «Нихон сэки». Он сформирован под влиянием положений «Фудоки» (труда о народных нравах и японских землях), указов сэмме, упоминаемых в ряде летописей, и уложений, которым подчинялись церемонии.
Синтоизм как религиозное отражение истории Страны восходящего солнца – мифологическое обоснование власти императора, которого почитали как божественного потомка, наследника Аматэрасу. Старинные мифы рассказывают о борьбе традиций Ямато с локальными устоями и уложениями, закончившейся безоговорочной победой правил правящей династии.
Из энциклопедий мифов и религиозных сказаний старинной Японии известно, что именно синтоизм, буддизм и народные поверья – источник полиморфизма, характерного стране и сегодня. Устройство социума, семьи подчинено конфуцианским идеям, путь Дао определяет связь человека и природы, буддизм рассказывает о роли личности в государстве, а синтоизм, сформированный на основе старинных мифов, определяет место индивида в мире.
С 13 столетия Страна восходящего солнца является местом развития локальных культов богов-предков. Одновременно синтоизм пересматривается без связи с буддизмом, распространяется «Пятичастное писание пути богов». Предвечное учение подается как превосходящее созданное обычными людьми (например, Конфуцием).
Главные божества
Особенность системы верований народов восточного архипелага – разнообразие мифических существ. Иногда страну имеют государством восьми миллионов богов. Поскольку имена волшебных существ длинные, появились устоявшиеся сокращения. Особенно почитаются пять высших сущностей. Сперва появилась троица Хиторигами – Амэ-но Минакануси, Такамимусухи, Камимусухи. Позднее к ним присоединились Умаси Асикаби Хикойи, Амэ но Токотати. Пятерку первых расширили Камиенанае – семь колен, в число которых входили создатели архипелага Идзанаги, Идзанами. Они родили Оясима – 8 крупнейших островов Страны восходящего солнца.
Особенное место в японском пантеоне занимают Море и ночное и дневное светила. Они появились, когда Идзанаги проходил очищение в подземном царстве. От левого глаза бога произошла богиня Солнца, от правого – Луна Цукуеми, от носа появился морской повелитель Сусаноо. Идзанаги определил, как мир будет принадлежать новым божествам. Он назвал Аматэрасу главой пантеона, лунному богу вверил время, а Сусаноо – водные просторы и стихии.
Сказания о героях
Главная героиня японских мифов – солнечная богиня Аматэрасу, предок императора и верховное синтоистское божество. Рассказывающие о ее жизни мифы – ключевые в старинных летописях. Вторая основная персоналия – Сусаноо, Бог ураганов, Порывистый молодец. Он – младший брат солнечной богини, сосланный на землю после ссоры с великой сестрой. Сусаноо совершил многие подвиги, сразил дракона с 8 головами, хвост которого – источник императорских властвующих символов (яшма, зеркало, меч). Все они стали дарами солнечной сестре для восстановления ее расположения. Другой брат Аматэрасу Цукикамэ убил богиню пищи, вызвав гнев сестры, отказавшейся его когда-либо видеть.
Идзанами, Идзанаги – первые ками, люди, источники жизни на земле.
Риндзин, властвующий над драконами, обладает наибольшими богатствами и властью. Он обитает на океанском дне в хрустальном замке, нередко появляется в человеческом облике на земле. У Риндзина много детей – красивых зеленоглазых черноволосых колдунов и волшебниц.
Дарума – патриарх, создавший Дзэн и основавший Шаолинь. Он самоотвержен и целеустремлен: из легенды известно, что он вырвал себе веки, чтобы они не слипались во время длительных медитаций. Статуэтки этой персоналии японцы покупают, начиная сложное дело или надеясь на чудо.
Мифологические существа и духи
Рю (драконы) – сильнейшие, могущественнейшие, прекраснейшие, мудрейшие земные существа. Им доступны сакральные знания, невероятная мудрость. Рю – символ водной стихии, материального достатка, мудрости. Они обладают тонкими длинными телами и напоминающими лошадиные головами с длинными усами и парой рогов. Любимые игрушки Рю – облака, ливни, штормы. Эти существа щедры и любят жемчуг. Дракон появляется, если карп, перебираясь между речками, достигает священного водопада, расположенного высокого в горах.
В водах архипелага обитают каппы – обожающие сумо и огурцы духи, внешне напоминающие черепах. На макушке каппы – немного воды, без которой дух не выживет. Она выливается при поклоне, поэтому можно победить существо, спровоцировав его на вежливый жест. Каппа бережет свой водоем от загрязнения, но может утопить проходящего мимо.
Тэнгу – существа, напоминающие одновременно человека и аиста. Им характерны огромные алые носы, реже – крылья. Тэнгу пытаются направлять течение истории, развязывают войны, наряжаются как ямабуси, обитают вблизи гор. Они воинственны и обидчивы. Легенды рассказывают, что именно тэнгу обучили военному искусству полководца Минамото-но-Есицунэ.
О-бакэ – привидения, внешне напоминающие туманные сгустки. Они умеют принимать разные формы, выбирают для жизни дупла деревьев и затемненные места. Любимое развлечение о-бакэ – пугать людей.
Японские демоны
В Стране восходящего солнца демонов именуют Они, а игру в салочки – онигокко (игра они). Они обитают в Аду, сильны и злы, трудно убиваемы и могут быстро прирастить на место отрубленные героем части тела. Любимое оружие они – тяжелая железная шипастая палица, а излюбленное блюдо – человечина. Мифы говорят, что неконтролирующий гнев человек становится они. Вечно голодных демонов зовут гаки. Гаки появляются из обжор и тех, кто выбрасывал пищу. На земле они превращаются в людоедов. Силами для защиты человечества от демонов обладают ме-о – особенные воины, обладающие секретными знаниями.
Бакэмоно – второй тип злых существ из японской мифологии. Они уродливы, обитают во тьме горных пещер, поблизости от деревень, живут большими группами. Бакэмоно орудуют зубами, опасаются буддийских храмов.
Самые известные мифы древней Японии
Известнейшие японские мифы сохранились в «Кодзики», «Нихон сэки». Интересны легенды, приведенные в «Хоцума Цутаэ», «Синтосю».
Мифы об Идзанаги и Идзанами
Идзанаги, Идзанами – первые люди, создавшие землю. Они призваны первым божественным поколением, наделены нагинатой Аманонухоко, которой смешали морские воды, чьи капли сформировали сушу Оногоро, ставшую первым местом обитания волшебной пары.
Первые люди обладали способностью рождать богов. У них появилась пара некрасивых детей, которых родители в лодке отправили плавать по волнам. Боги объяснили, что дети некрасивы, потому что при бракосочетании первым прозвучало приветствие женщины. Пара повторила церемонию, соблюдая верный ритуал, и союз наполнился счастьем. В браке родились 8 крупнейших японских островов, 6 небольших, многие боги. Последним ребенком стал огненный бог Кагуцути.
Легенда об Аматэрасу и Сусаноо
Мифы гласят, что Сусаноо был груб с Идзанаги и тот выгнал неприятеля в подземный мир. Перед дальней дорогой он отправился на свидание с сестрой Аматэрасу, которая предложила состязание для выяснения честных мотивов брата. Это спровоцировало Порывистого бога на тяжкие грехи и так расстроило солнечную богиню, что она сбежала в пещеру, погрузив мир во тьму. Прочий пантеон на общем совете решил изгнать Сусаноо.
Миф о молодом рыбаке
Главный герой сказания – Урасимо Таро. Парень спасает черепаху – дочь правителя моря, согласившуюся взять его с собой в отцовский дворец. Через несколько дней пребывания на дне рыбак просится домой и получает в дар шкатулку, которую нельзя открывать. На берегу Таро узнает, что за его отсутствие прошло семь веков, открывает коробочку, мгновенно старится и умирает.
Легенда о Еми
Миф сообщает о том, как появилась смерть. Он рассказывает, что после смерти супруги опечаленный Идзанаги посещает Еми – подземный мир, почти аналогичный наземному, но погруженный во тьму. Он находит супругу и узнает, что не может вернуть ее назад, поскольку Идзанами вкусила яства Еми. Он отпускает жену отдохнуть в спальню, но терпение заканчивается и Идзанаги заходит внутрь, где видит разлагающийся труп избранницы. Он в ужасе бежит на поверхность, баррикадируя проход во тьму, и слышит вслед крик о том, что ежедневно его супруга будет убивать тысячу людей, на что отвечает, что будет давать жизнь полутора тысячам.
Видео о японской мифологии
Узнать больше о мифологии Страны восходящего солнца можно из видео: