Сегодня мы вас познакомим с японским барабаном тайко. Важно отметить при исполнении музыки важные ещё и движение барабанщика. Как и всё в Японии движения барабанщика должны быть выверенные.
Что такое барабаны тайко и их история
Тайко («большой барабан») были известны в период Дзёмон, что удостоверяют археологические раскопки. Обнаруженные земляные барабаны и глиняные фигурки, изображающие барабанщиков, предполагают, что барабаны использовались в церемониальных мероприятиях в древней Японии. Исполнение на тайко, как на инструменте, имеющем духовное значение, продолжалось в течение очень долгого времени, на фестивалях, во время ритуалов, чтобы благодарить божеств за хорошие урожаи и предупреждать злые силы держаться в стороне.
Несмотря на долгую историю, мир узнал о них после Второй мировой войны.
Праздник Обон
Обон, буддистский летний фестиваль, являлся особенно важным случаем для тайко. Во время танца Обон или бон одори, люди танцевали вокруг ягура (деревянной платформы), на которой певец, барабанщик и исполнитель на фуэ (бамбуковой флейте) создавали музыкальный фон для танцоров. Типично, только назначенным людям позволяли играть на тайко, воспроизведя особенные ритмы. В каждой деревне имелись собственные образцы ритма, которые тщательно сберегались и передавались из поколения в поколение. В некоторых местах Японии по-прежнему они сохраняются, хотя, конечно, большинство стали общенациональными и известны на международном уровне.
Барабанщики и известные группы
Дайхати Огути – один из японских барабанщиков, джазовый исполнитель, популяризировавший культуру тайко, создатель стиля исполнения, куми-дайко. Однажды его попросили истолковывать старый лист с нотами для святыни Осува, найденный в старых архивах. Ноты были записаны со старинными примечаниями, что усложняло задачу. Но Огути посчастливилось найти пожилого исполнителя тайко, который интерпретировал музыку.
Как для джазового исполнителя образец ритма ему показался слишком простым, Огути задался вопросом, почему никто не играет на нескольких тайко, собранных вместе. Удивительная идея завладела музыкантом, и он решил нарушить границы традиции. Вдохновленный западными ударными установками, он сформировал группу, Осува Тайко, в которой каждый барабанщик исполнял на разных тайко. Проще говоря, он сформировал группу/барабанную установку. Маленький (по размеру) симэ дайко своим высоким звуком задавал основной ритм. Гремящий нагадо дайко добавлял басовые акценты.
Изобретение Дайхати Огути явилось эпохальным событием, изменившим музыку тайко навсегда.
В 1959 году Ёсихира Исикава, Ютака Исикава, Сэйдо Кобаяси, и Мотоэй Онодзато была основана группа Юсима Тэндзин Сукэроку Дайко, исполнявшая музыку в стиле Эдо-баяси. Особенностями игры группы являлись скорость, энергичное исполнение, уникальная хореография. Позже из расформировавшейся группы образовалось два ансамбля, Юсима Тэндзин Сукэроку Дайко и знаменитый Оэдо Сукэроку Дайко大江戸助六太鼓 (Барабаны Токио), сформированный Сэйдо Кобаяси.
Дайхати Огути и Сэйдо Кобаяси, люди способствовавшие развитию музыки тайко как популярной музыки для концертных залов, вне религиозного или священного контекста.
Ещё одна группа исполнителей, Дза Ондэкодза, имеющая историческое значение, сформировалась в 1969 году. Тагаясу Дэн основал группу на острове Садо, расположенном на севере Японского моря. Дза Ондэкодза кардинально отличалась от других групп/исполнителей тайко, когда-либо существовавших.
Участники не были уроженцами острова, а были собраны с многих областей Японии. Люди, некоторые ещё совсем молодые, но уже уставшие от городской суеты, жили в коммуне, соблюдая строгую физическую подготовку, она являлась главной догмой для Дза Ондэкодза. Именно крепкие физические возможности помогали извлекать отличные звуки из барабанов.
В 1975 году Дза Ондэкодза удивили весь мир, выступив на сцене, после участия в престижнейшем забеге, Бостонском марафоне. Группа раскололась в 1981 году на Кодо, состоящая из исполнителей из Дза Ондэкодза и новая Дза Ондэкодза, которую сформировал снова Тагаясу Дэн.
Кодо на сегодняшний день, пожалуй, самая известная группа тайко, постоянно занятая в концертах и путешествующая с ними по всему миру.