Интересное

Сёгун


В средневековой Японии по существу было два правителя – император или тэнно (Небесный повелитель) и сёгун – военный диктатор. Эпоха сёгуната продлилась с 12 по 19 век, и хотя сёгуны номинально подчинялись императору, в действительности военное управление приравнивалось к правлению страной. К 14 веку они установили фактический контроль над большей частью страны.

Первый сёгун

Исторически власть гражданского правительства принадлежала правящему императору и его регентам, которые назначались из членов императорской семьи и аристократических кланов. Военные дела решались под эгидой гражданского правительства.

Начиная с эпохи Ямато, в частности периода Асука (538–710), затем в период Нара (710–794) существовали разные временные должности для руководства проектом завоевания эмиси в регионе Токоху, вдохновленные китайскими воинскими титулами, тинтосёгун, дзи-буси сэй эбису сёгун, дзи-буси сэйто тайси, дзисэцусэйтосёгун, сэйто тайсёгун.

Отомо но Отомаро – полководец периода Нара и начала периода Хэйан (794–1185), первый, кто носил титул сэйи-тайсёгун (征夷大将軍), дарованный ему императором Канму в 794 году. Сэйи тайсёгун означал «полководца, подавляющего варваров». Фактическая степень власти, которой он обладал, до конца неясна, но определенно это был главнокомандующий при выполнении конкретного задания.

Эмиси (эбису или эдзо), что означало «креветковые варвары», относились к социально-культурной этнической группе, проживавшей в восточной части Хонсю и севернее него. В политическом и в культурном отношении они отказывались принадлежать двору Ямато.

Происхождение эмиси оспаривается

Традиционно считается, что они произошли от некоторых племён культуры Дзёмон. Ряд исторических источников предполагает, что таинственные племена были родственны айнам, которые сейчас проживают на севере Хоккайдо. Другие не соглашаются с этой теорией и видят в них совершенно отдельный этнос. Относительно недавняя теория свидетельствует о том, что эмиси, населявшие север Хонсю, состояли из разных отдельных племен, включая прото-айнов, не-ямато и других смешанных народов. Некоторые стали союзниками японцев, другие сохраняли враждебность. Предположительно, большинство эмиси говорили на языке, похожем на исторический диалект идзумо.

Ёсииэ, прозванный Хатиманом Таро, представлявший клан Гэндзи, – предок Минамото но Ёритомо

Записи периода Хэйан, в которых описываются компании выдающегося полководца Минамото но Ёсииэ, тиндзюфу-сёгуна (в вольном переводе «главнокомандующий обороной севера»), эмиси описываются как простоватые японские кланы.

Сёгун, что это в Японии в период Хэйан? Термины, подобные «сэйи тайсёгун», относились к воинским званиям разной степени ответственности, хотя ни одно из них не имело равного значения. Например, сэйто тайсёгун (главнокомандующий умиротворением Востока), сэйсэй тайсёгун (главнокомандующий умиротворением Запада), сэйтэки тайсёгун (главнокомандующий, покоритель варваров).

Если Отомо но Отомаро был первым сэйи тайсёгуном, то самый известный из военачальников, носивших этот титул, – Саканоуэ-но Тамурамаро (758–811). Он покорил эмиси и включил их земли в государство Ямато.

Камакура

К началу 11 века во внутренней политике Японии доминировали четыре благородных рода (гэмпэйтокицу) – Минамото, Тайра, Фудзивара, Татибана. К концу 11 века Минамото (также известный как Гэндзи) был признан самым могущественным военным кланом в северо-восточном регионе.

Минамото но Ёритомо

К середине 12 века Минамото столкнулся с Тайра (Хэйкэ), который контролировал западный регион, включая территорию вокруг Киото. Несколько битв между Тайра и Минамото завершились войной Гэмпэй (1180–1185), как часть давнего ожесточенного соперничества за влияние на императора и соответственно контроль над Японией, в которой Тайра потерпел поражение в битве при Данноура.

  • Неофициально эпоха Камакура началась в 1185 году, но только в 1192 году император Го-Тоба присвоил Минамото-но Ёритомо титул сэйи тайсёгун, который стал постоянным и наследственным. Этот сёгунский титул стал краеугольным камнем и окончательной легитимацией его бакуфу.
  • В городе Камакура, в заливе Сагами в центральной части Хонсю, недалеко от современного Токио, было основано феодальное военное правительство (бакуфу), откуда Ёритомо правил Японией как военный диктатор. Члены клана Минамото оставались сёгунами Камакура до 1226 года. Но с 1203 года фактическим правителем Японии стал клан Ходзё – сиккэн (регент) сёгуна.

Сёгун (ударение на второй слог) – сокращение от официального «сэйи тайсёгун». Хотя история основания бакуфу представляла первоначальный прорыв к власти со стороны военной элиты, тем не менее, зарождающийся режим едва ли был в состоянии взять на себя единый контроль над всей страной. До недавнего времени исследования периода Камакура имели тенденцию преувеличивать достижения воинов, приравнивая создание новой формы правления к одновременному разрушению старой. Современная научная интерпретация отступает от признания крупного разрыва и установления феодальных институтов с основанием сёгуната Камакура. В этот период полного господства военного правительства добиться не удалось.

Исторически возникла система правления, близкая к двоевластию. В Японии было две столицы и два взаимосвязанных центра власти. На самом деле, хэйанская система имперско-аристократического правления (в официальной столице Хэйан-кё (Киото)) не только сохраняла свою силу в течение 12 века, но оставалась основной структурой, в которой функционировало бакуфу.

Слово «сёгунат» стало использоваться только после середины периода Эдо. В период Камакура и сёгуна, и бакуфу называли Камакура-доно. Кроме того, правитель бакуфу Муромати Асикага также считался преемником Камакура-доно. В 1378 году, когда Асикага Ёсимицу, третий сёгун из рода Асикага, перенес резиденцию в Муромати, сёгунат стал называться «Муромати-дано».

Регент

Когда Ёритомо в детстве отправили в изгнание в Канто, он был отдан под опеку Ходзё Токимаса. Позже он женился на дочери Токимасы Масако. После смерти Ёритомо Масако помогла отцу и брату Ёситоки обрести большую власть в бакуфу. По иронии судьбы, Ходзё были ветвью клана Тайра, который Минамото победил в войне Гэмпэй.

Ходзё Токимаса, дальний потомок клана Тайра

Ёритомо наследовали его сыновья Минамото но Ёрииэ (1182–1204) и Минамото но Санэтомо (1192–1219). Ходзё Токимаса стал первым сиккэном в 1203 году. В то время сиккэн был главой административного совета, мандокоро-бэтто. Токимаса, де-факто правитель бакуфу, монополизировал решение молодых сёгунов, казнил всех, кто встал на его пути, не взирая даже на родственные отношения. Он приложил руку и к убийству Ёрииэ. Со смертью Ёрииэ и Санэтомо и устранением других могущественных соперников, таких как семьи Хики и Вада, Ходзё смогли занять доминирующее положение в бакуфу.

По сути, оно стало бакуфу Ходзё до такой степени, что никогда и не было бакуфу Минамото. Ходзё контролировали его до упадка в 1333 году. После исчезновения линии Минамото, они привозили мальчиков рода Фудзивара из Киото, чтобы они служили марионеточными сёгунами.

Победа Ёритомо не упразднила императорский двор и не лишила его всей власти. Фактически власть Ёритомо как сёгуна и регентство Ходзё были санкционированы императорским двором. В то же время, установление им сепаратного режима в Камакуре расценивалось Киото как узурпация власти. Члены императорской семьи и придворные дворяне не оставляли надежд на восстановление прежней силы. В 1221 году разразился конфликт, известный как смута годов Дзёкю.

Единственный существующий свиток, изображающий историю смуты годов Дзёкю

Дайдзё тэнно (император Японии на покое) Го-Тоба издал указ, призывающий к свержению бакуфу Камакура и аресту Ходзё Ёситоки. Он отказался послать в Камакуру «императорского» сёгуна и потребовал отменить несколько назначений дзито. Го-Тоба предвидел раскол внутри бакуфу и потерю поддержки со стороны гокэнинов. Некоторые западные воины и солдаты-монахи из могущественных монастырей сплотились ко двору, но большинство гокэнинов видели личную заинтересованность в поддержке Ходзё, и кампания закончилась решающей победой бакуфу.

Ходзё сослал в монастырь трех императоров, казнил дворян, которые, как предполагалось, были главарями, и установил исключительную власть над двором. После восстания Ходзё вмешался в имперскую преемственность.

  • Рокухара Тандай – должность, которая была монополизирована семьей Ходзё. Рокухара несло ответственность за безопасность в столичном регионе, судебные дела в западной Японии и вело переговоры с императорским двором. Несмотря на обеспечение безопасности, Рокухара было своего рода тайной полицией, которую боялись все.
  • Ёситоки закрепил должность сиккэн, объединив ее с главой самурай-докоро. В 1224 году сын Ёситоки Ходзё Ясутоки учредил должность рэнсё (поручителя) или помощника сиккэна.
  • Ходзё Токиёри разделил две должности – токусо (первоначально глава клана Ходзё) и сиккэн в 1256 году. Он назначил Ходзё Нагатоки сиккэном, а своего сына Токимунэ преемником токусо. Эффективная власть была перенесена с сиккен на токусо. Токимунэ в какой-то момент занимал все три самых могущественных поста сёгуната (токусо, сиккэн и рэнсё).

Бакуфу также конфисковало триста владений у сторонников двора и передало их гокэнинам в качестве призов или назначило дзито для надзора за ними, чем значительно расширило свою власть. В то же время между дзито и сёэн множились споры из-за владений. Растущий поток судебных разбирательств рассматривался в судах бакуфу, которые приобрели репутацию органов, обеспечивающих справедливое и быстрое правосудие. В дополнение к урегулированию земельных споров Ходзё уделяли большое внимание разъяснению законов и практик, или дори, свойственных воинскому обществу. Многие из них были систематизированы в Госэйбай сикимоку, составленном в 1232 году. Это послужило прецедентом для последующих юридических кодексов воинов и придало согласованность воинскому ордену в средневековом обществе.

Власть Ходзё оставалась неоспоримой до 1324 года, когда император Го-Дайго организовал заговор с целью их свержения.

Правительство сёгуната

Камакура бакуфу был первым в череде военных режимов, правивших Японией до середины 19 века. Таким образом, этот исторический период рассматривается как формирующая фаза в развитии военного правления в Японии и как ранняя фаза того, что часто называют средневековым обществом (тюсэй) в стране.

Ещё в 1180 году Ёритомо основал самурай-докоро – военное и полицейское ведомство для контроля за гокэнинами. Общее управление осуществлялось секретариатом, который был открыт четыре года спустя и известен как Кумондзё (позже переименованный в Мандокоро). Также была создана судебная коллегия, Монтидзё, для рассмотрения судебных исков и апелляций.

Самурай-докоро – Совет слуг сёгуна

Самурай-докоро (侍所/Совет слуг) управляли влиятельные гокэнины, имевшие должность сёси. Лицо, занимавшее высший ранг в ведомстве, – бэтто. Первым бетто Минамото но Ёритомо назначил Вада Ёсимори в 1180 году. После гибели Ёсимори во время восстания Вада, пост бэтто занял сиккэн. Роль самураев-докоро заключалась в руководстве гокэнинами и заключения преступников в тюрьму. Можно сказать, что эта структура – основа организации сёгуната.

Гокэнины

Воины-вассалы сёгуна были известны как гокэнин. Почетное «го» указывало на близкие отношения с сёгуном. Требованием для статуса гокэнина было то, что семья вассала владела хонрё (унаследованное владение), по крайней мере, в течение трех поколений, и он должен был получить документ от сёгуна, подтверждающий эти владения. В их обязанности входило участие в боевых действиях и караульная служба в Камакуре и Киото в мирное время. Приказы от бакуфу передавались гокэнину через сюго. Гокэнин обеспечивал местную основу пирамиды политической власти и лояльности вассалов, от которых зависела власть бакуфу.

Кумондзё – Мандокоро

Административный совет – первичная исполнительная власть бакуфу (канцелярия сёгуната), управлявшая общими делами и финансами. Изначально она называлась Кумондзё (совет общественных документов), а в 1185 или 1191 году была переименована в Мандокоро.

Ооэ но Хиротомо

Придворный аристократ (кугэ) Ооэ но Хиромото стал первым главой (бэтто) нового Кумондзё, затем Мандокоро. Позже эту должность заняли сиккен или рэнсё. Должность исполнительного директора, а также казначея, занимал клан Никайдо.

Наместник сегуна, Государственный совет и Верховный суд

По совету Хиромото Ёритомо в 1185 году назначил дзито и сюго. Это стало институциональным нововведением, которое давало Ёритомо значительную власть и имело далеко идущие последствия. Сюго представляли влиятельных вассалов для надзора за военными делами в провинциях. Являясь связующим звеном между бакуфу и провинциальным обществом, они организовывали военную службу, набирали столичную стражу, поддерживали порядок на местах и держали под строгим контролем мятежников и преступников.

История дзито восходит к периоду Хэйан. С 1185 года, когда было признано право Ёритомо назначать своих вассалов надзирателями за общественным достоянием и провинциальными поместьями придворной знати, их число увеличилось. В обмен на часть налогового дохода от земли, дзито охраняли поместья, следили за сбором налогов и поддерживали общественный порядок.

Монтюдзё – организация, созданная в 1184 году, в ведении которой находились судебные дела. Собственно это означало место, в котором заслушивали обе стороны судебного разбирательства и записывали содержание в документ. Хотя Япония находилась в разгаре крупномасштабной гражданской войны, разделившей страну пополам, но даже в этом случае, было много судебных тяжб. Одно из условий быть признанным хорошим и организованным правительством – быстрое и беспрепятственное рассмотрение этих дел (в период Хэйан такого учреждения не существовало).

Третьим регентом Ходзё Ясутоки в 1225 году учрежден Государственный совет – форму коллективного руководства, благодаря которому и другие военачальники могли осуществлять судебную и законодательную власть.

В 1232 году принят Госэйбай сикимоку – первый в стране военный свод законов, отражавший переход к военизированному обществу.

В Киото юридическая практика основывалась на конфуцианских принципах. Новый кодекс стал настоящим юридическим документом, подчеркивающим обязанности подчиненных, определяющим средства для урегулирования земельных споров. Четко изложенный, предусматривал наказания лоя тех, кто нарушал условия. В значительной степени Госэйбай сикимоку отменен только в период Эдо , хотя некоторые его части использовались до 1868 года.

Наместник в сёгунате Муромати

Бакуфу Муромати почти без изменений унаследовал структуру своего предшественника Камакура с Мандокоро, Монтюдзё и Самурай-докоро. Но после избрания советом депутатов (Киото Канрэй) в 1367 году Хосокавы Ёриюки на должность канрэй, этот пост стал самым важным в бакуфу. Слово переводится как заместитель или наместник сёгуна. С 1219 по 1333 год, канрэй был синонимом Рокухара Тандай (клан Ходзё монополизировал этот пост).

Центр бакуфу Моромати, Хана но Госё (Цветочный дворец)

Чтобы обеспечить лояльность кланов Хатакэяма и Сиба, Ёриюки предложил, чтобы три семьи разделяли эту должность, чередуясь каждый раз, когда требовалось новое назначение. Так появилось сан-кан (три канрэй). Но в 1379 году действия Ёриюки вызвали недовольство некоторых могущественных феодалов, которые настояли на его увольнении. После этого Киото Канрэй больше не выполнял обязанности заместителя сёгуна, а только исполнил приказы. После 1379 года было два канрэй – Киото Канрэй и Канто Канрэй.

Мандокоро контролировал финансы бакуфу. На самураев-докоро, помимо вынесения судебных решений, был возложен контроль над столицей. Руководящие чиновники (сёси), которые дополнительно занимали пост сюго в провинции Ямасиро (ныне в городской префектуре Киото), считались следующими по важности после канрэй.

Самураи периода Муромати

Также были созданы новые офисы для упорядочения и решения судебных и финансовых вопросов. Асикага содержал собственную частную охрану, хокосю. В местной администрации в Камакуре был назначен специальный администратор для управления 10 провинциями района Канто. Этот пост заняли главы семьи Асикага Мотодзи. 11 провинций Кюсю были переданы под контроль учреждения, известного как Кюсю тандай.

Решающее различие в истории двух бакуфу – роль сюго. Назначаемые первым сёгуном дома Асикага, Такаудзи, многие из них поднялись до высоких постов в одной или нескольких провинциях, которые находились в их введении. Ко времени Ёсимицу, третьего сёгуна, их количество сократилось, так же как и некоторые полномочия. Но структура бакуфу представляла по существу тонкое равновесие между бакуфу Асикага и примерно 12 крупными домами сюго. Ёсимицу заставил их всех переселиться в Киото, где они правили в совете вместе с сёгуном. Это мешало их возможностям развивать прочные вассальные связи с местными воинами, поэтому они часто отправляли заместителей для управления провинциями. В поздние годы, как свидетельствует история, многие могущественные сюго были свергнуты собственными заместителями.

Покровители искусств

Культура воинов представляла сочетание боевых и литературных элементов, бу и бун. Ёритомо и его преемники призывали воинов сохранять боевые навыки и вести скромную жизнь. В то же время бакуфу, в той или иной степени вынужден был иметь дело с императорским двором и, таким образом, оставался под его влиянием. Минамото но Санэтомо даже подвергался критике в бакуфу за его любовь к составлению вака и стилям императорского двора, но было много воинов, которым нравились такие литературные занятия, а некоторые выбирали себе невест при дворе в Киото.

Регенты Ходзё стали покровителями науки и искусства. В живописи и скульптуре периода Камакура утвердилось то, что японские ученые называют «реалистической тенденцией». Скульптуры Ункэя и Кайкэя выражали прямоту воинского духа того времени.

Сёгунат Муромати сформировал новую культуру воинов, вобрав в неё элементы традиционной аристократической культуры и дзэн-буддизм. Процесс начался с «золотого века» Асикага Ёсимицу в конце 14 века. Этот период стал свидетелем развития рэнга, театральных форм но и кёгэн, а также превращения чаепития тя-но ю из простого монашеского обычая дзэн в сложный и изысканный эстетический опыт. Культурная история Муромати также находилась под сильным влиянием эстетики дзэн в искусстве каллиграфии, которое было доведено до высшего уровня совершенства Сэссю и ранними мастерами школы Кано, а также в домашней архитектуре и в ландшафтном дизайне. В последние десятилетия периода Муромати монохроматические художественные стили, вдохновленные дзэн, начали уступать место более грандиозному, позолоченному стилю, который черпал энергию из завоеваний могущественных даймё и демонстрировался в их новых замках.

Самые известные Сёгуны

  • Минамото но Ёримото (1147 – 1199) – основатель первого сёгуната в 1192 году.
  • Асикага Ёсимицу (1358 – 1408), добившийся политической стабильности для сёгуната Асикага, основанного в 1338 году его дедом, Асикагой Такаудзи.
  • Токугава Иэясу (1543 – 1616) – первый сегун сёгуната Эдо, в равной степени выдающийся воин и хладнокровный стратег, человек, описанный в романе Джеймса Клавелла «Сёгун», «умный, как Макиавелли, и безжалостный, как Аттила-завоеватель».
  • Токугава Ёсимунэ (1684 – 1751) – восьмой сёгун Токугава, величайший правитель Японии. Его дальновидные реформы полностью изменили центральную административную структуру и временно остановили упадок сёгуната.
Райдэн Shogun –Электро-персонаж в компьютерной игре Genshin impact

Проблемы и упадок

Хотя вторжения монголов в Японию в течение 13 века и потерпели неудачу, их влияние на политику бакуфу было значительным. Сёгунату Камакура приходилось нести серьезные расходы на постоянную систему обороны. Бремя обороны и отсутствие военной добычи в сочетании с раздробленностью основных семей вызвало серьёзное напряжение в воинском обществе.

Первая попытка монгольского вторжения в 1274 году на остров Кюсю

Изгнание большинства вассалов из внутренней власти привело к растущему недовольству властью Ходзё, которая стала восприниматься как произвол и деспотизм. Когда в 1320-х годах император Го-Дайго попытался бросить вызов этой власти, Ходзё не смогли сохранить верность некоторых сильных вассалов. В 1333 году они были свергнуты союзом Го-Дайго, членов императорского двора, буддийского духовенства и восточных военных домов Асикага и Нитта.

Император Го-Дайго

Бакуфу Муромати, второе из трех военных правительств, находившихся у власти в Японии с 1185 по 1867 год, было основано между 1336 и 1338 годами Асикагой Такаудзи. Название Муромати – от района в Киото, где после 1378 года находилась резиденция Асикага и административный центр. Конец режима датируется либо 1573 года, когда из Киото был изгнан последний сёгун Асикага Ёсиаки, либо 1597 годом, когда он умер в ссылке.

Если судить по централизованному правлению, исторически период считается временем политической слабости и социальных волнений. Сюго, которые к 16 веку стали известны как даймё, в конце концов, подорвали власть сёгуната Асикага. Страна была раздроблена примерно на 250 владений, лидеры которых открыто надсмехались над властью бакуфу и делали все, что было в их силах для укрепления собственной армии и эксплуатации земельных ресурсов и рабочей силы.

Находясь на пике децентрализации, страна созрела для объединения, процесс, инициированный Ода Нобунага, блестящим военным тактиком. Он направил свое энергию на завоевание соперничающих даймё и вооруженных религиозных общин в центральной Японии.

Отправившись в Киото в 1568 году на помощь Ёсиаки, он вскоре поссорился с сёгуном и в 1573 году изгнал его. Ни Нобунага, ни его приемник Тоётоми Хидэёси не приняли дискредитированный титул сёгуна. Они предпочитали основывать свою власть на собственной силе оружия и придворных титулах.

Токугава Иэясу

Титул принял третий из объединителей, Токугава Иэясу, после его решительной победы над сторонниками Хидэёси в 1600 году. Как на образец он смотрел на сёгуна Минамото но Ёритомо, а не на сёгунов Асикага. Его бакуфу, основанное в 1603 году со штаб-квартирой в Эдо на превосходстве военной и экономической мощи, было тщательно структурировано, чтобы избежать нестабильности, которая стала столь очевидной при правлении Асикага. Сёгунат Эдо был самым могущественным центральным правительством в истории Японии. Он контролировал императора, даймё и религиозные учреждения, управлял землями Токугава и занимался иностранными делами Японии.

Видео

Книга Джеймса Клавелла «Сёгун», опубликованная в 1975 году, стал бестселлером. Произведение настолько захватывает воображение – история средневековой Японии, обычаи, обстановка, люди с их потребностями и желаниями – что забываешь, кто ты и где ты.

Джеймс Клавелл – ни литературный психоаналитик, ни философствующий интеллектуал. Он описывает мир так, как видит людей – с точки зрения власти, контроля, силы.