Интересное

Осаму Дазай – великий японский писатель с трагической судьбой


Осаму Дадзай – одна из самых противоречивых фигур в японской литературе. Его короткая жизнь связана с добровольным изгнанием, одержимостью самоубийством, алкоголизмом и пристрастием к наркотикам. Произведения Дадзая, написанные от первого лица в основном о своем жизненном опыте, полны пессимистических и угнетающих декадентских красок. За его выдающимся сочинением «Исповедь «неполноценного» человека», которое остается одной из самых популярных книг в современной японской литературе, бездна отчаяния. Чтобы понять, почему Осаму Дадзай продолжал молить о смерти, нужно сначала войти в его мир.

Дом, в котором родился знаменитый писатель

Кем был Осаму Дадзай

Фраза, написанная Дадзаем, «мне жаль, что я родился человеком» из рассказа «Знаменосец ХХ века», стала цитатой в «траурной» культуре. Произведения писателя пронизаны иронией, грустью, жалостью к себе, депрессией и отстраненностью, типичными для ватакуси-сёсэцу и школы бураиха. Он сделал суицид неотъемлемой частью своей жизни, с 21 года пять раз пытался покончить жизнь самоубийством, и в 39 лет, навсегда попрощавшись с литературой, женой, детьми, вместе с возлюбленной бросился в акведук Тамагава. Повесть «Закатное солнце», опубликованная за год до самоубийства, добилась невероятного успеха, с точки зрения тиража и оценок критиков.

Несчастливое детство

Родился будущий писатель 19 июня 1909 года в деревне Канаги округа Китацугару префектуры Аомори (сейчас город Госёгавара). Имя, данное при рождении, – Сюдзи Цусима. Отец, Гэнэмон Цусима, был крупнейшим землевладельцем в префектуре, членом Палаты пэров, имел большое политическое влияние.

Гэнэмон Цусима

Семья Цусима была большой, с одиннадцатью детьми, рожденными Гэнэмоном и Танэ Цусима. После рождения последнего ребенка здоровье матери резко ухудшилось. Она почти все время болела, отец был всегда занят, и Сюдзи воспитывала няня, потом тётя (младшая сестра матери). Они читали ему древние мифы, и с пятилетнего возраста Сюдзи был ребенком, который мог часами проводить время в одиночестве, пока у него были книги.

Сюдзи Цусима ребенком

В Японии патриархальное общество, и только старший сын имел право наследовать. Как шестой мужчина в семье, Дадзай занимал почти последнее место в иерархии. Отец и старший брат трапезничали в отдельной комнате, которой только они могли пользоваться. Однажды Дадзай случайно заглянул к ним, за что был наказан. На самом деле, комната, в которой обедал Сюдзи, находилась рядом, и разница между двумя помещениями составляла всего десять сантиметров, но эта «высота» осталась в сердце юного Осаму Дадзая Рубиконом, который трудно преодолеть.

Дадзай описал себя на этом фото (второй слева) как «морщинистый мальчуган с улыбкой обезьяны»

В своей семье с необычайно строгими семейными правилами Осаму Дазай чувствовал себя «лишним человеком». Ему никогда не удавалось привлечь к себе внимание ни отца, ни матери и часто он уходил коротать время с прислугой. Несмотря на аристократическое положение, его духовные мысли были связаны с простыми людьми. С детства это особое чувство противоречия лежало на его плечах.

Однажды в Канагитё во время гастролей цирка местные дети пытались пробраться на арену. Один из сотрудников жестоко выгнал их, но увидев Дадзая, он улыбнулся и сказал, «Вы можете войти, пожалуйста!», потому что мальчик был членом семьи Цусима. Дадзаю это не понравилось, он предпочел бы, чтобы его выгнали из цирка вместе с другими детьми.

Его индивидуальность лишала тех детских радостей, в которых нуждается нормальный ребенок. Дети бедняков, боясь репутации семьи Цусима, не осмеливались с ним играть. Резкость и отчужденность семьи сделали его уязвимым и легко ранимым. Ревность и лицемерие посторонних сделали его чувствительным и еще более одиноким. Он не понимал, что он делал неправильно. Но все, чего он хотел, это обычная семья и дружба.

Школьные годы

В 1916 году Дазай пошел в начальную школу Канаги Дайити. Детям семьи Цусима ставили оценку «А» (отлично) вне зависимости от их фактических успехов. Но, как говорили учителя, Сюдзи был самым талантливым учеником в школе.

Дадзай в средней школе (крайний справа)

В 1923 году в Токио от рака лёгких умер отец. Мальчик продолжил обучение в средней школе префектуры Аомори, где уже продемонстрировал большой писательский потенциал. Он публиковал пьесы, эссе в додзинси (самостоятельно издаваемых авторами журналов). Любит читать Рюноскэ Акутагава, Кикути Кан, Наоя Сига, Муро Сайсэй.

Время студенчества и попытки самоубийства

В 1927 году Сюдзи поступил в литературный класс высшей школы Хиросаки (нынешний Университет Хиросаки). В то время ученикам положено было проживать в общежитии, но Сюдзи поселился у родственников. Приехав домой на летние каникулы, он был шокирован, узнав о самоубийстве Рюноскэ Акутагава. Этим потрясением, так или иначе, будет определяться его жизнь.

1928 год

Поначалу Дадзай показывал отличные результаты в учебе, но со временем начал выпивать и часто посещал квартал развлечений в Аомори, где познакомился с гейшей Ояма Хацуё. Из-за плохих оценок Дадзая могли оставить на первом курсе. Семья грозила исключением из косэки (семейного реестра), если он не одумается. Учитывая высокое положение семьи в обществе, родные категорически отвергали его желание жениться на гейше.

В 1929 году в ночь перед началом выпускных экзаменов второго семестра Дадзай предпринимает первую попытку суицида. Его обнаружили в коме после приема большого количества бромвалерилмочевины. Немедленно был вызван врач и на помощь к Юдзи примчался второй старший брат Эйдзи Цусима.

С трудом он окончил школу Хиросаки в 1930 году, заняв 46-е место из 76 учеников. В том же году он продолжил обучение в Токийском императорском университете. Не зная французского языка, он решил получить степень по французской литературе, что соответствовало его интересам. В то время вступительные экзамены проводились только на факультет японской и английской литературы. Французская литература не пользовался популярностью, и вступительный экзамен не предусматривался. Но в год поступления Осаму Дадзай по какой-то случайности экзамен по французскому языку решили ввести. Он рассказал экзаменатору Такаси Тацуно о ситуации и его приняли, но с условием выучить язык.

Осаму Дазай пересекает путепровод Митака (он поселился в Митаке в сентябре 1939 года). Отсюда около 20 минут ходьбы до акведука Тамагава, где он покончил жизнь самоубийством, утонув

Не в силах успевать за лекциями, он думал о переводе на кафедру эстетики и истории искусств и опять столкнулся с серьезными проблемами психического здоровья. По предложению Дадзая, Хацуё Ояма переехала к нему в Токио.

Старший брат, Бундзи Цусима уговорил его отказаться от решения жениться, но Дадзай настаивал. Бундзи сказал, что одобрит этот брак только в том случае, если Дадзай будет исключен из косэки и пообещал выплачивать ему 120 иен каждый месяц до окончания университета.

Бундзи повез Хацуё Ояма в Аомори, чтобы завершить процедуру выкупа из окия. Вскоре семья Ояма получила крупную сумму денег от имени Сюдзи Цусима и подарок на помолвку.

Незадолго до этого Дадзай получил копию документа, согласно которому он исключался из семейного реестра. Дадзай чувствовал себя опустошенным, отрезанным от родительского дома, к тому же он не получал писем от Оямы. Под влиянием всего этого он выпивал почти каждый день.

Через 10 дней после исключения его из семейного реестра, Дадзай пытался покончить жизнь самоубийством.

Симэко Танабэ

В кафе «Голливуд», расположенном в Гиндзе, он познакомился с официанткой Симэко Танабэ, с которой встречался всего несколько раз. Вместе они решают совершить синдзю. Оба приехали в Камакуру, и на пляже Ситиригахама выпили большое количество бромвалерилмочевины. Дадзая спасла проплывающая рыбацкая лодка, но Симэко так не повезло. Газеты сообщали, что нашли его лежащим на пляже. Его арестовали по подозрению в пособничестве самоубийству. Только благодаря усилиям Бундзи уголовное преследование прекратили.

С той поры Дазай всю оставшуюся жизнь испытывал чувство глубокой вины. Невыразимая боль мучила его день и ночь, чтобы сдерживать ее, он превращал горе в слова, а свою жертву виновато адаптировал в романе «Цветы шутовства». Неожиданно Осаму Дадзай, никому не известный начинающий автор, привлек внимание японских литераторов благодаря своим произведениям, написанных слезами и кровью.

Осаму Дадзай и Хацуё Ояма

Хацуё Ояма была в ярости, но все же простила Дадзая. В конце концов, они поженились, Дадзай клятвенно обещал, что не будет создавать проблем и окончит университет. Молодожены переехали жить в Готанда (район Синагава). Отношения с семьей вновь обострились после того как Дадзай вступил в левое революционное движение. Сюдзи был поставлен ультиматум, что его лишат любой поддержки и это возымело действие.

Осаму Дадзай и Хацуё Ояма после свадьбы

Следующие годы в жизни писателя были относительно мирными. В университете его наставником был уважаемый писатель Масудзи Ибусэ. Он много писал, оттачивая мастерство. Большинство его сочинений в этот период вращались вокруг конфликтов между дворянами и простыми людьми, они были декадентскими и мятежными, с сильным отрицательным значением реальности.

Ранняя карьера и неустроенность в личной жизни

В 1933 году в газете «Сандэ Тоо» был опубликован «Поезд» («Рэсся») под псевдонимом Осаму Дадзай. Это произведение стало поворотным в его литературной деятельности. Именно в нем зазвучит по-настоящему его голос. Стиль написания, использованный для «Рэсся», станет фирменным для последующих повествований, написанных от первого лица (ватакуси сёсэцу).

Несмотря на то, что он много пишет, практически без перерыва, в университете ему никак не удается получить степень. Движимый мыслью, что он не сможет закончить учебу и денежные переводы будут прекращены, Дадзай пытается устроиться на работу в Мияко Симбун (в настоящее время Токио Симбун), но проваливает собеседование.

Дадзай пишет «На закате дней» (Баннэн), как своего рода посмертную записку и пытается в очередной раз покончить жизнь самоубийством, выбрав способ через повешение. Его третья попытка самоубийства также оказалась неудачной.

В 1935 году его госпитализировали с симптомами острого аппендицита.

После операции у него развился перитонит, и некоторое время Дадзай находился в очень тяжелом состоянии. Врач назначил обезболивающее оксикодон в ответ на жалобы пациента на сильные боли. После этого Дадзай оставался зависимым от оксикодона. За неоплату обучения его отчислили из университета.

При таких обстоятельствах Дадзая номинировали на недавно учрежденную премию Акутагавы. Но помимо него кандидатами были и другие авторы, не менее многообещающие Тацудзо Исикава, Сигэру Тономура, Дзюн Таками и Сёдзо Кинумаки. Дадзай очень желал получить награду, но стал только вторым. Разочарование было безмерно. Шок от «потери» премии усиливал сознание жертвы, а прогрессирующая зависимость от наркотиков усугубляла такие симптомы, как галлюцинации и бред.

Вторая премия Акутагавы в 1936 году была отменена в связи с одним инцидентом, хотя работа Дадзая номинировалась на неё.

Но на третью премию Акутагавы работа Осаму Дадзая не попала даже в финалисты. Причина в том, что у жюри появилось новое правило, согласно которому кандидаты с предыдущих двух сессий не могут быть включены в шорт-лист. В то время он просто отчаянно хотел быть ближе к Акутагаве Рюноскэ, которым он восхищался. Но судьба как бы нарочно его дразнила – чем больше хочешь, тем меньше получишь. Последующими поколениями Осаму Дадзай рассматривается как одна из трех вершин японской послевоенной литературы наряду с Ясунари Кавабата и Юкио Мисима. Но в то время и Кавабата Ясунари, и Мисима Юкио его сильно недолюбливали.

Ухудшение симптомов наркозависимости Дадзая стало сильным стрессом для его жены. Она написала семье и просила о посредничестве опекуна Дадзая Масудзи Ибусэ. После уговоров Дадзай согласился пройти лечение в токийской психиатрической лечебнице Мусасино.

В то время как Дадзай находился в психиатрической лечебнице, Хацуё Ояма изменила ему с зятем Дадзая, студентом художественного факультета Дзэнсиро Одатэ.

Они обменялись обещанием держать свои дела в секрете. Однако в начале 1937 года Одатэ в разговоре с Дадзаем проговорился. Для Дадзая это был великий шок от предательства близких родственников и жены. После того как факт измены вскрылся сама Хацуё Ояма получила сильный психологический удар. При таких обстоятельствах пара совершает попытку двойного самоубийства. Вместе они отправились в Танигава-Онсэн, выбрав его местом успокоения. Доподлинно неизвестно, что произошло на самом деле, писали, что самоубийство закончилось попыткой и оба выживших вернулись в Токио порознь. После возвращения они жили раздельно, но переговоры о разводе велись. В июне 1937 года развод был оформлен окончательно.

Новый брак

После развода он вел крайне беспорядочную жизнь, которую Масудзи Ибусэ описывает как «самую декадентскую». Кроме того, старший брат Бундзи Цусима был обвинен в фальсификации выборов на всеобщих выборах в Палату представителей 20-го созыва, состоявшихся в апреле 1937 года, его гражданские права приостановили на 10 лет, и он был вынужден уйти со всех государственных постов и в отставку.

Для Дадзая, который полагался на денежные переводы из родительского дома, этот кризис в семье привел к трудностям. Старшая сестра Дадзая умирает от болезни примерно в то же время, а племянник покончил жизнь самоубийством. Дзэенсиро Кодатэ, у которого был роман с бывшей женой, также пытался покончить жизнь самоубийством. Все эти события усугубили душевный кризис Дадзая.

При росте 175 см он был крупным для своего времени человека и любил хорошо поесть

Он чувствовал опасность, но не мог бежать от неё самостоятельно. Масудзи Ибусэ беспокоился о его будущем и помог устроить брак с Митико Исихарэ, которая была дочерью известного в то время философа Исихара Хатаро. Но и сама она была талантливым человеком, настоящей леди, в отличие от тех женщин, которые раньше нравились Дадзаю.

Митико Исихарэ

Создание семьи с такой женщиной заставило Дадзая изменить свое настроение, как в литературе, так и в жизни. Он писал: «Впервые я серьезно отнесся к писательству, не как к предсмертной записке». После женитьбы он опубликовал много работ на тему «человеческого доверия». Одно из показательных произведений того периода – «Беги, Мелос».

К сожалению, хорошие времена длились недолго, и это слабое и недолговечное счастье изменилось с началом войны на Тихом океане и затем поражением Японии.

Военные годы

В 1941 году его призвали на военную службу, но освободили от призыва, на медицинском осмотре у него была обнаружена легочная инфильтрация. В военные годы он продолжал активно писать. Выходят такие произведения как «Удайдзин Санэтомо», вдохновленный жизнью Минамото-но Санэтомо (третьего сёгуна сёгуната Камкура), «Новый Гамлет» (Син-хамурэтто), «Цугару», Сказки (Отогидзоси), «Шкатулка Пандоры» (Пандора-но хако). Даже в суровых условиях военного времени Дазай был одним из немногих писателей, которые смогли продолжать публиковать прекрасные чистые литературные произведения, избегая при этом жесткой цензуры.

Улыбающийся Осаму Дадзай со старшей дочерью Соноко

В 1941 году Митико родила Дадзаю дочь Соноко. В 1944 году родился сын Масаки, мальчик был с синдромом Дауна. В 1947 году появилась на свет дочь Сатоко (ставшая известной писательницей Юко Цусима).

Митико с Соноко
Осаму Дадзай с сыном Масаки (в центре)

Его дом дважды пострадал во время американской бомбардировки Токио. Из-за высокого риска жизни, семья перебралась в марте 1945 году в Кофу.

Сидзуко Ота с дочерью

Ещё в конце 1941 года в жизнь Осаму Дадзая вошла новая любовь в лице поэтессы Сидзуко Ота. В 1947 году она родила ему дочь, Харуко Ота, которая тоже станет писательницей. Осаму Дадзай жалел жену, понимал, что поступает неправильно, но был сильно увлечен Сидзуко и не мог выпутаться из этих отношений. Знаменитое произведение «Закатное солнце» основано на дневнике Сидзуко, как и сама героиня романа. «Для меня счастье похоже на блестящую золотую пыль, которая тонет на дне реки печали».

Послевоенное время

Он достиг пика своей литературной карьеры в годы после окончания войны. Война закончилась, и ценности мейнстрима японского общества тоже претерпели колоссальные изменения. Люди, восхвалявшие войну во время войны, после войны явно стали выступать за демократию. Это вызывало у Осаму Дадзая сильное чувство и растерянности, он считал, что люди на самом деле не чувствуют себя виноватыми в участии в войне, и жестко критиковал это.

В «Жене Вийона» (Виён но Цума) автор описывает бесцельную жизнь в послевоенном Токио. История женщины, вынужденной работать на хозяина ресторана, у которого украл деньги ее муж, поэт. Её решимость подвергается суровым испытаниям, она терпит измены и насилие со стороны мужа, но ее воля остается железной.

Обложка романа «Закатное солнце»

В июле 1947 года выходит «Закатное солнце» (Сяё) – самая известная работа, описывающая упадок японской знати после войны. Дадзай становится популярным и знаменитым писателем. По-прежнему много пьющий он становится алкоголиком, здоровье сильно ухудшается.

В это время он знакомится с Томиэ Ямадзаки, которая становится и любовницей, и кем-то вроде секретаря Дадзая. Ее отец, Харухиро Ямадзаки, был основателем первой школы красоты в Японии, Сама она получила соотвествующее образование и после войны работала косметологом в салоне красоты Митака. Она познакомилась с Дадзаем в ресторане удон, который находился через дорогу от её места работы.

Писатель бросил жену и детей и переехал к Томиэ. Она ухаживает за ним, покупает еду, напитки и лекарства для него, но в мае 1948 года отношения становятся непостоянными. Томиэ ревнует, у неё предчувствие, что Дадзай её бросит. Обеспокоенная его здоровьем она собирается отвезти его на лечение на перевал Мисака.

Томиэ Ямадзаки

Дадзай пишет свой последний роман «Прощай» (Гуддо-баи) для пубоикации в газете «Асахи Синбун».

13 июня Томиэ пишет письмо Сидзуко Ота: «Сдзи-сан слаб, я не могу никому помочь. Я люблю Сдзи-сан и останусь с ним навсегда». В этот же день Томиэ Ямадзаки и Осаму Дадзай утонули в канале Тамагава.

Возможное фото с место обнаружения

Трупы связанные красной нитью обнаружили 19 июня возле моста Синбаси через канал Тамагава, примерно в 1 км вниз по течению от предполагаемого места самоубийства.

Произведения Осаму Дадзая

Дадзай – один из главных представителей (вместе с Анго Сакагути и Сакуносукэ Ода) школы бурайха (безрасудная фракция), группы беспутных писателей, выражавших кризис идентичности в послевоенной Японии. Хотя писатели бурайха не составляют настоящую литературную школу, объединяет схожий подход к предмету и литературному стилю. Движение основано на критике всей довоенной японской литературы, также американских социальных ценностей, привнесенных в японское общество с оккупацией.

  • Он написал много «женских» произведений от первого лица, среди них сборники рассказов «Ученица» (Дзёсэйто), «Кожа и сердце» (Хифу то кокоро), «Женщина» (Дзёсэй). То же самое можно сказать о книге «Закатное солнце» и «Жене Вийона», которые считаются репрезентативными произведениями Дадзая. «Ученица» написана на основе дневника, присланного неизвестной поклонницей его творчества.
  • Писатель проявлял большой интерес к Библии и фигуре Иисуса Христа. Это отразилось и в его произведениях – романе «Справедливость и улыбка», рассказах «Рицуко и Садако», «Кто», «Стыд», «Чайка» и других. В «Какэкоми Уттаэ» из сборника «Онна но Кэтто» (Дуэль женщин) изображен внутренний конфликт Иуды Искариота.
  • Дадзай Осаму известен как писатель и юмористических рассказов.
  • В апреле 1948 года, незадолго до смерти Дадзая, издательством Якумо Сётэн публиковалось полное собрание сочинений автора, но, к сожалению, оно было прервано из-за банкротства компании. Затем издательство Согэйся опубликовало новое Полное собрание сочинений Осаму Дадзая». Первое полноценное собрание сочинений, дополненное письмами и исследованиями биографии, выпущено в 1955 году издательство Тикумо Сёбо.
Автопортрет Дадзая (в последние годы его жизни)

Под влиянием старшего брата Кэйдзи, который учился в Токийском университете искусств, с детских лет Осаму Дадзай интересовался искусством. Художественная галерея города Митака владеет 9 картинами, написанными им.

Цитаты из «Исповеди «неполноценного» человека»»

Хотя я всегда старался быть приятным для всех, я ни разу не испытал настоящей дружбы. У меня остались только самые болезненные воспоминания о моих различных знакомых, за исключением только товарищей по развлечениям… Я неистово играл в клоуна, пытаясь отвязаться от этих болезненных отношений, но в результате изматывал себя. Даже сейчас, если я случайно замечаю на улице лицо, похожее на кого-то, кого я хоть немного знаю, меня охватывает дрожь, настолько сильная, что кружится голова. Я знаю, что нравлюсь другим людям, но, похоже, мне не хватает способности любить других. (Должен добавить, у меня очень сильные сомнения относительно того, действительно ли люди обладают этой способностью). Вряд ли можно было ожидать, что у кого-то вроде меня когда-нибудь появятся близкие друзья, к тому же мне не хватало даже способности наносить визиты. Входная дверь чужого дома пугала меня больше, чем ворота Ада в «Божественной комедии», и я не преувеличиваю, когда говорю, что мне действительно казалось, что я могу обнаружить за дверью присутствие ужасного драконоподобного монстра, корчащегося там, с затхлым, сырым запахом.

Осаму Дадзай возле канала Тамагава

Меня всегда трясло от страха перед людьми. Будучи не в состоянии почувствовать хоть малейшую уверенность в своей способности говорить и вести себя по-человечески, я хранил свои одинокие муки запертыми в груди. Я скрывал свою меланхолию и волнение, стараясь не оставить никаких следов. Я притворялся невинным оптимистом и постепенно совершенствовался в роли в роли фарсового чудака.

Люди говорят о «социальных изгоях». Эти слова, очевидно, обозначают жалких неудачников мира, порочных людей, но я чувствую себя так, как будто я был «социальным изгоем» с момента рождения. Если я встречаю кого-то, кого общество считает изгоем, я неизменно испытываю к нему привязанность – чувство, которое уносит меня в тающую нежность.

Осаму Дадзай – протагонист в «Прозе бродячих псов»

В манге ««Проза бродячих псов»» Кафка Асагири создал вымышленного персонажа и назвал его в честь японского писателя Осаму Дадзая для контраста с главным героем Ацуси Накадзима.

Персонаж из аниме

Он – один из старших сотрудников Вооружённого Детективного Агентства. Главные черты – стройная фигура, характер с юмором и настойчивые попытки покончить жизнь самоубийством. Санго Харукава, автор иллюстраций манги и аниме, покрыла руки Дадзая бинтами, когда обдумывала свой дизайн, чтобы показать его одержимость самоубийством.