Первый вопрос людей, незнакомых с японской культурой: манга – что это такое? Второй вопрос – почему есть термин японская манга? Обо всём по порядку. Манга – это чёрно-белые комиксы, в коих текст читается справа налево (причина – особенность японской письменности). Японская манга – классические комиксы Японии, где текст написан в виде иероглифов, а стиль персонажей типично анимешный.
Первое появление
Кто придумал эти иллюстрированные истории? Вопрос непростой, и чтобы ответить на него, надо углубиться в прошлое. История этого творчества уходит в Средневековье. Живший в 12 столетии буддист-монах по имени Тоба создал иллюстрированные рассказы о людях-животных и о буддистах-ослушниках. Эти рассказы написаны на бумажных свитках, рисунки и подписи к ним сделаны тушью. Интересно: уже в этих историях появлялись изображения быстро движущихся человеческих ног. Эти работы можно условно считать первой мангой.
Немного истории
В конце 19 столетия изобразительное искусство укиё-э (прототип японской манги) соединилось с техникой американских комиксов. Если до этого считалось, что смысл рисунков и идея важнее, чем форма, то к началу 20 столетия мнение изменилось.
С 1900 по 1940 годы японская манга — молодёжная мода. С 1940 по 1945 годы правительство страны решило использовать искусство для пропаганды, в результате появился один из видов японской манги, названный токийским. После войны в городе Осака начали печатать комиксы на дешёвой бумаге, и продавать задаром.
Тогда появились те нюансы, без коих немыслимы современные японские комиксы: звуковые эффекты, покадровые изображения движений, крупный план. Японские полнометражные мультфильмы и мультсериалы, то есть аниме, основаны на манге. Иными словами, без комиксов не было бы мультфильмов.
Герои в манге
Кто впервые услышал об этих своеобразных комиксах, невольно задаёт несколько вопросов. Как выглядит тот или иной персонаж, какие отличия хороших персонажей от персонажей недобрых? Правда ли, что антагонист и злодей – одно и то же?
Говоря о героях и злодеях, всегда стоит помнить о персонажах весьма неоднозначных. Их называют акунинами — стоящими между добром и злом. Именно благодаря иллюстрированным историям читатели узнают о том, что негоже путать понятия «злодей» и «антагонист».
Антагонист стремится помешать главному герою добиться целей, при этом пытаясь «достучаться» до противника и предупреждая, что упрямство чревато бедой. Злодей – персонаж заведомо бесчестный, чрезвычайно жестокий, жаждущий добиться корыстных целей любым путём. Можно сделать чёткий вывод: любого злодея можно назвать антагонистом, но не наоборот.
Правила манги
У японских комиксов чёткие правила:
- Чёрно-белый рисунок
- Рисунок – главное, текст – дополнение
- Линия рисунка намного важнее его формы
Своеобразная система символов работает в творениях как фантастических, так и реалистических. Есть дополнительные нюансы. Например, сюжет комиксов может быть как определённым, так и неопределённым, то есть нелинейным. Во втором случае автор создаёт варианты сюжета, связанные между собой персонажами.
Нюансы изображения
Если присмотреться к прорисовкам персонажей, несложно заметить простоту рисунка. Причина – автор вынужден быстро работать, а потому здесь нужна «ловкость рук, бойкость кисти». По мнению мангаки, по группе крови можно узнать о том, какие у человека слабости, сильные стороны, каков характер. Считается, что у бравых героев и малодушных глупцов разная группа крови (теория очень интересная).
Возможен вопрос: чем отличается герой от злодея, если у них теоретически одна группа крови? Оказывается, помимо группы крови персонажи отличаются глазами (а эта теория логична – малодушного человека или подлеца выдают глаза).
Если глаза большие, и формой похожи на блюдца – это говорит о юности героя или героини, доброте и простодушии. Можно сказать, что такие глаза типичны для прекраснодушных идеалистов или идеалисток.
Если радужная оболочка глаз маленькая, а сами глаза узкие, это отличительная черта злодея или злодейки.
Ещё один нюанс: когда герой или героиня волнуется или пугается, на затылке появляются капли пота. Если же у персонажа начинает идти кровь из носа, это говорит о сильном смущении.
О сторонниках и противниках манга
Как у массового искусства, у манги два лагеря — сторонники и противники. Как принято, сторонники и противники ломают копья, пытаясь доказать правоту. Мнение сторонников о своеобразных комиксах однозначно: благодаря этому творчеству японская культура неповторима, а потому пусть это творчество живёт.
А вот что говорят противники. Они появились ещё в 1950-е годы и сделали вывод, что из-за этих иллюстрированных рассказов молодёжь тупеет. Противники утверждали, что эти комиксы – пропаганда аморальности, разврата, поверхностного мышления. Вместо образного мышления формируется мышление стереотипами. В таком же духе скептики высказываются об аниме. Высказывания справедливы: среди иллюстрированных рассказов много направлений скандальной тематики.