Культура и традиции

Куноити – женщины-ниндзя


Многие история о ниндзя создаются для привлечения внимания. И женщина ниндзя, к сожалению, это продукт творчества. Однако в биографическом справочнике ниндзя конца 17 века Мансэнсюкай описывается техника куноити-но-дзюцу, которую некоторые популяризаторы образа считают доказательством существования онна-синоби.

Происхождение слова куноити

Куноити – это сленговое название женщины. В популярной культуре термин обозначает нёнин (женщина-ниндзя), практикующих ниндзюцу (нинпо). Начиная с исторического романа Футаро Ямада «Нинпо Хаккэндэн», опубликованного в 1964 году, куноити постоянно появляются во многих произведениях, включая телевизионные драмы, фильмы, мангу и аниме.

Женщина-ниндзя

Хотя, согласно исследованиям Юдзи Ямада, Юя Ёсимару и других ученых Университета Миэ, нет исторических записей о существовании нёнин (женщин-ниндзя), которые вели разведывательную и диверсионную деятельность так же, как и мужчины. По мнению Юя Ёсимару слово стали использовать для обозначения нёнин во многом благодаря серии «Нинпотё» Футаро Ямада. «Нинпо Хаккэндэн» основан на популярном романе «Нансо Сатоми Хаккэндэн» («Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми»), написанном Кёкутэем Бакином.

Этимология – ку но ити

Кандзи 女 (онна, женщина), если разбить его по одному штриху в порядке написания, состоит из куく но ノ ити 一.

く– символ хираганы

ノ– символ катаканы

一 иероглиф, означающий «один»

В период Эдо название «куноити» использовалось как сленг и не имело никакого отношения к «женщине-ниндзя». Это может быть связано с тем, что кандзи 女 в то время часто записывался скорописью (цаошу/сосётай), а не уставным письмом (кайшу).

Писатель Синдзюро Тобэ в книге «Ниндзя и ниндзюцу» считает, что куноити происходит от кюноити но мити (九一ノ道), что относится к учению об инь и ян (Оммёдо). Иероглиф 九 (кю, девять) произносится почти как く (ку) в хирагане.

Женщина-ниндзя в истории Японии

Только после ВМВ куноичи стали активными в плане ниндзюцу. Когда на повестке дня стал вопрос о «гендерном равенстве» женщины-ниндзя стали играть важные роли в произведениях на историческую тему. Истории о синоби-но-моно всегда отражают социальные условия времени и сегодня деятельность куноити незаменима в фильмах и играх.

Мэико Кадзи в снаряжении ниндзя

Отсутствие в истории женщин-ниндзя как профессии сродни тому, что не существовало и самураев женского пола. Однако женщины иногда использовались для сбора информации.

Техника использования женщины – Куноити но Дзюцу

У ниндзя строго запрещались алкоголь, сексуальные отношения, корыстолюбие. Основа синоби – здравомыслие. Иными словами, ниндзюцу разрешалось практиковать только ради господина и мира. Поэтому женщин среди ниндзя в принципе не могло быть. Но в восьмом томе «Мансэнсюкай» (биографий ниндзюцу начала периода Эдо в 22 томах) написанной в 1676 году самураем и ниндзя Фудзибаяси Нагато-но Ками, описывается «техника использования женщины»,くノ一の術.

Куноити но дзюцу объясняет, как использовать женщину в качестве источника информации, применяя «три символа (ку но ити) для синоби», но при этом избегать слова «онна» (женщина). По мнению автора женщины известны прелюбодейными намерениями и тем, что не могут держать язык за зубами. Поэтому их нужно заставить твердо поклясться на «клятвенном договоре» и отправить вглубь вражеской территории, в места, куда мужчине трудно проникнуть, работать на кухне или служанками. Основная функция куноити – завоевывать доверие, шпионить, подслушивать разговоры, собирать сведения.

В другой технике – хиномино но дзюцу («техника скрытого плаща») – используется деревянный сундук с двойным дном. Куноити может попросить хозяйку дома, что хочет забрать свой деревянный сундук, оставленный на постоялом дворе. В сундуке, который принесут два человека, под одеждой находится синоби-мужчина.

Мнения комментаторов расходятся в том, следует ли в этих случаях считать женщин нидзя или таковых не существовало в природе вообще.

  • О «куноити-но-дзюцу» рассказывается в «Ягю Бугэйтё» («Книга боевых искусств клана Ягю»), историческом романе Косукэ Гоми. Техника заключается в вырывании зуба и превращении мужчины в женщину.
  • В романе «Фукуро но сиро» («Замок филина») Рётаро Сиба мужчина-ниндзя использует «куноити-но дзюцу» для превращения влюбленной в него женщины.

Ещё одно историческое упоминание о куноити в сборнике хайку «Энсюсэнкудзукэ» Ваки Энсю, 1680 года,香炉峰くノ一籠る簾(すみ)のひま (Коро-хо куноити комору сударэ (Суми) но химэ). Оно основано на 299-м абзаце эссе «Цурэдзурэгуса», а куноити относится к писательнице Сэй Сёнагон.

Момент славы Мотидзуки Тиёмэ

Мотидзуки Тиёмэ или Мотидзуки Тиё Нёбо в японской популярной истории имеет легендарный статус женщины-ниндзя в период Сэнгоку по той простой причине, что она остается единственной «задокументированной» нёнин. О ней стало известно из «Нихонфудзёси» («История японской жрицы», 1930) Таро Накаяма.

В «Синто-сю Сэцува но Сэйрицу» (Развитие синто сэцува/литературного жанра) Фукуда Акира, согласно документу деревни Нэцу (соответствует центральной части современного города Томи, префектура Нагано), Такэда Сингэн назначил Тиёмэ, вторую жену своего племенника, Мотидзуки Моритоки, погибшего при Каванакадзимэ, главной жрицей двух провинций Каи и Синано.

Мотидзуки Тиёмэ

Тиёмэ перебралась в Нэцу, откуда управляла мико в этих провинциях. В книге также говорится, что Сингэн вручил Тиё в 1569 году сюиндзё (официальный самурайский документ с красной печатью). Сама Тиё была потомком клана Сигэно, семьи высокого класса в провинции Синсю (Сагано).

Исследователь-историк Фумио Инагаки, исходя из того, что сложно представить, чтобы жена военачальника была непосредственно связана с низкоранговой жрицей, проповедует, что информация собиралась в различных местах для семьи Такэда. Причина, по которой имя Мотидзуки Тиёмэ стало популярным, в том, что историк и мастер боевых искусств Юмио Нава в 1991 году опубликовал статью, претендующую на роль биографии Тиёмэ, «Все о «Ниндзя» окончательное издание». В статье Нава утверждает, что Тиёмэ была дзёнин («элитный ниндзя»). Но для синоби в реальности нет деления на ранги – «дзёнин, тюнин, гэнин».

В популярных изданиях Тиёмэ описывается как ниндзя, хотя теория впервые появилась в «Обзоре японской истории» (1971) Фумио Инагаки. Юя Ёсимару считает, что в большей части все основывается на предположениях и в книге Таро Накаяма слова «онна-ниндзя», «синоби» не встречаются, это домыслы Инагаки.

Аруки мико – странствующие жрицы

Аруки мико в японской истории, якобы, обученные в стиле «La Femme Nikita», – религии, боевым искусствам и сексуальности – путешествовали по стране в качестве шаманов, артисток и юдзё, а на самом деле были онмицу (шпионами).

В период Сэнгоку много детей осталось сиротами. Такэда Сингэн приказал молодой вдове Мотидзуки Моритоки выбрать разумных и красивых девочек и превратить их в куноити. В «тренировочном зале» под названием «Каи и Синано-мико до» в Нэцу обучалось от 200 до 300 девочек дзюдзюцу, чтению молитв ниндзюцу, искусству секса.

В Нэцу сохраняется улица Нонокодзи, на которой раньше находились дома мико, и их могилы. В прошлом «ноно-сама» ののう様 называли Будду. Поскольку странствующая жрица была близка к богам, их стали называть ноноуノノウ. Аруки мико могли свободно пересекать яп. границы и ходить повсюду, они занимались кутиёсэ (спиритуализмом) и традиционными танцами, иногда проституцией в регионах Канто и Кинай, древних столицах Нара и Киото. По ходу собирали информацию и докладывали обо всем Сингэну.

Нэцу – дом странствующих жриц

Коити Исикава, исследователь и выдающийся знаток «аруки мико», считает, теория о том, Мотидзуки Тиёмэ была ниндзя, не заслуживает доверия, но возможно, она занималась какой-то информационной деятельностью. Однако, как отмечает Коити Исикава, слухи не возникают на пустом месте.

Нэцу считался центром странствующих мико в Японии. Обычно мико – человек, который помогает выполнять синтоистские ритуалы в храме. Но здешние жрицы не были привязаны к одной святыне, они путешествовали по всей стране, выслушивая беды и страдания людей, гадая и даря им мир исцеления.

Жрица со складным веером и колокольчиком

Жрицы не могли отправиться в путь поодиночке. Лидером группы был мужчина – синдзи сайдаю. Ранней весной они покидали деревню, чтобы вернуться к ноябрю, к фестивалю Эбису-сама. Возвращались с деньгами и подарками, купленными в странствиях. Нэцу в то время была обычной фермерской деревней, поэтому с точки зрения местных жителей они казались невообразимо богатыми. Люди ненавидели странствующих жриц и в доказательство этому в Нэцу много могил, принадлежащих аруки мико и синдзи майдаю, на которых пытались стереть имена.

Девушка, которая гадает

Обучение аруки мико начиналось с 6–10-летнего возраста. По преданиям стариков в Нэцу, им запрещалось есть мясо, и купаться они могли только в холодной воде даже в зимнее время. С детства им приходилось постоянно тренировать дух и тело, чтобы пережить любые трудные времена. Синдзи Майдаю также тренировался как ямабуси. Тот факт, что они обладали навыками магии, знали боевые искусства, уже рассматривается как часть процесса обучения ямабуси.

Популяризация куноити

Женщины, использующие метательный нож и ниндзюцу, появляются в исторических романах Эйдзи Ёсикава и Сиро Куниэда, но к ним не применяются термины синоби или ниндзя. Первое произведение, в котором описывается женщина-ниндзя в черном костюме с татцукэхакама, использующая метательные ножи и ниндзюцу, – «Сарутоби Сасукэ» Томита Цунэдзиро. «Кимоё койтотоми» Микия Миямото – первое произведение, в котором женщина-ниндзя становится главным героем.

Куноити использует фехтование, боевые искусства и ниндзюцу

Сегодня в популярной культуре – в аниме, манге и видеоиграх – куноити появляются повсюду. Франшиза «Синоби Наруто» десятилетиями оставалась в центре внимания, и некоторые из куноити стали фаворитами фанатов благодаря их уникальным и ужасающим подвигам.

Инструменты смерти

Одетые в black они обладают сверхъестественными способностями воинов-теней из народных сказок. В распоряжении куноити множество способов нанести смертельный удар.

Они искусны в ближнем бою, но предпочитают интимное оружие, чтобы уничтожить жертву, – кинжалы, удавки и быстродействующие яды. Используют шпильки, заточенные почти до игольчатой остроты или с ядом, покрывающим кончики, небольшой складной веер как у Цубаки Ракка в Desert Flower.

Ещё одно оружие, которое используют исключительно куноити, – нэко-тэ, представляющее наперстки для пальцев (на один или несколько пальцев), к которым прикреплены металлические когти, невероятно острые и часто покрытые ядом. Когда цель находится в пределах досягаемости, женщина-ниндзя аккуратно скользит нэко-тэ по коже жертвы и практически разрывает её. Быстродействующий яд делает остальную работу, и жертва падает замертво. Прежде чем инцидент привлекает внимание, она снимает наперстки и прячет их в нескольких слоях одежды.

Плотский бой

Как постулирует великий писатель-ниндзя Футаро Ямада, многие техники куноити носят сексуальный характер.

Описание навыков женщины-ниндзя
  • Цуцугараси – девушка доводит мужчину до такого сильного организма, что он умирает от этого опыта.
  • Ранэки-гякунагарэ – в момент кульминации мужчина видит себя на смертном одре, что парализует его от страха.
  • Тэннёугай – способность сжать мужской член и не дать партнеру уйти во время полового акта.
  • Кэса-годзэн – техника, которая обращает поток мужчины обратно в его тело, что мгновенно убивает его

Проникновение

Куноити часто поручают секретные задания, которые могут длиться месяцы или даже годы. Кроме того, миссии-самоубийства – или, проще говоря, задания, из которых женщины-ниндзя не возвращаются, – применяются по мере необходимости. По-настоящему хороший оперативник понимает, что его может ждать смерть. На самом деле, требуется опытный профессионал, чтобы проникнуть в цитадель врага, завоевать доверие, а затем подобраться достаточно близко к высокопоставленному чиновнику, чтобы убить его. Часто гибель самой куноити – единственный выход.

Скрытие на виду

Ключом к успеху куноити является способность приближаться к врагам, не привлекая нежелательного внимания. В то время как ниндзя-мужчины используют темноту, чтобы проникнуть в крепость врага, а затем убить и отступить, ниндзя-женщины становятся частью общества военачальника. Они принимают образ любой личности – горничной, ремесленника, куртизанки, профессиональной артистки. Красивое лицо и сексуальное тело имеют большое значение при работе под глубоким прикрытием. Это делает сближение с лидером более легкой задачей для куноити. Как только куноити доверяются, она безжалостно наносит сильный удар и исчезает со сцены, как будто ее никогда там и не было.