Бунраку – настоящая культурная жемчужина Страны восходящего солнца. Так называется традиционный кукольный театр, появившийся в Японии в незапамятные времена. Он, как и другие кукольные театры регионов планеты, развивался самостоятельно и независимо, поэтому имеет ряд специфических отличий от тех представлений, к которым мы привыкли с детства.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-1.jpg)
История появления Бунраку
Ученые не могут сказать, кто и когда впервые придумал кукольные представления. Также невозможно определить, кто первым изобрел кукол Бунраку. Одно несомненно – любимые людьми на протяжении веков выступления не теряют своей актуальности. Театр признали наследием ЮНЕСКО, тем самым отметив его исключительную важность для планеты.
Изначально театр Японии Бунраку выглядел иначе: здесь не использовались куклы, но выступали музыканты и артисты. Именно они рассказывали историю. Команда постановщиков путешествовала по разным регионам страны, радуя слушателей балладами про войны и любовь, аристократию и славу. Театр преимущественно давал выступления под сямисэн – традиционный струнный музыкальный инструмент. Он сходен с балалайкой, имеет 3 струны. Пения под нежные звуки музыки пользовались любовью и простого люда, и аристократии тех времен.
Японский театр с музыкой и куклами появился как отклик на требования аудитории. Люди ждали большего зрелища, хотели участвовать в представлении. Чтобы вовлечь аудиторию, решили изменить представления. Считается, что кукольный формат существует с XVII столетия. Современного имени у него еще не было. Лишь в 1805 один из театров купил Уэмура Банракукэн – от его имени и образовано слово Бунраку. Прошло время, слово «бунраку» превратилось в нарицательное. Сейчас так называются все следующие традиции японские кукольные театры. В выступления они задействуют необычных кукол. Ранее персонажем управлял один кукловод, но со временем ввели фигуры, контролируемые несколькими профессионалами. Они двигаются за счет нескольких нитей, выглядят очень живо.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-2.jpg)
Традиционные куклы сделаны из натурального дерева. В работе участвовали лучшие художники эпохи. Готовый экземпляр покрывали лаком, лишь затем украшали нарядами. Одежду для кукол придумывали мастера швейного дела. Особенность хорошего кукольного наряда – проработка до мельчайших деталей. Результат такого кропотливого труда стоил больших денег, поэтому к нему относились бережно и даже благоговейно.
Симбиоз кукольного театра, танца и музыки
Особенность бунраку – сочетание сюжетной постановки, танцевальных элементов и песенного сказа. И сегодня представления проходят под нежные мелодии сямисэна. В некоторой степени Бунраку сродни другому известному театру Японии – кабуки. Все представления делят на бытовые и исторические. Считается, что лучшее представление дает команда из декламатора, кукольного мастера и музыканта, чей суммарный возраст – больше 200 лет.
Исторические пьесы Бунраку появились первыми. Они рассказывают про персонажей эпоса, события времен Сэнгоку. На основе этих представлений зародились бытовые постановки. Старинные пьесы включали 6 актов, но впоследствии сократились до пяти. Структура строго соответствует джо-ха-кю – принципу, подчинившему себе театр Но. Для бытовых пьес требования не так строги – они не относятся к высокому искусству, как исторические.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-3.jpg)
Доподлинно известно, кто первым давал простые постановки – драматург Тикамацу Мондзаэмон и дзерури Такэмото Гидаю, жившие в XVII-XVIII веках. Тикамацу происходил из семьи самураев и был знатоком театра Но, но впоследствии заинтересовался дзерури и создавал пьесы для кабуки. Позднее он познакомился с Такэмото. Так началось их сотрудничество, плодотворное для культуры всей страны. Они сконцентрировались на конфликте желаний и обязанностей в обществе, эмоций и страстей. Такие человеческие темы распространены в драматических постановках всего мира, но в японском Бунраку им внимания не уделялось.
Через сочетание музыки сямисэна, традиционных японских танцев и впечатляющего рассказа с помощью кукол удалось поставить гуманистические, глубокие произведения. Души постых людей приковали внимание общества. Особенно популярными стали сюжеты самоубийства, неспособности справиться с конфликтом обязательства и желания. Зачастую пьесы основывали на реальных историях. Правда, оказалось, что постановки вдохновляют слушателей на прерывание жизни. Это стало причиной запрета выразительных пьес.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-4.jpg)
Главные действующие лица
Для представления Бунраку нужны:
- Актеры;
- Чтец;
- Музыканты.
К работе привлекаются женщины. Во времена, когда Бунраку появился, представления давали только женщины – и эта традиция сохранилась в кукольном театре и сейчас.
Главными героями любой пьесы считаются куклы. Рост одного экземпляра – около метра. Экспрессивность персонажа достижима подвижностью фигуры, обилием сочленений. Зачастую говорят, что в Бунраку куклы выразительнее любого человека, даже самого талантливого.
Гидайю – чтец
В каждом выступлении участвует один рассказчик-гидайю. Он произносит реплики всех героев и отвечает за природные звуки, имитацию выстрелов и иные эффекты. Его работа принципиально важна: если гидайю собьется, не удастся разобраться в происходящем.
Сложнейшая часть работы чтеца – произнесение реплик в строгом соответствии с движениями кукольных губ. Гидайю, наряженный в черное кимоно, все время выступления пребывает на помосте. Не существует перегородок, за которыми мог бы скрыться участник выступления. Занавес используется лишь в начале и конце пьесы.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-5.jpg)
Кукловоды
Обычно на одну куклу приходится три кукловода:
- Аси-дзукай;
- Хидари-дзукай;
- Оми-дзукай.
Аси-дзукай – младший из троицы. Он отвечает за ноги. Хидари-дзукай работает с левой рукой. Оми-дзукай – самая ответственная должность. Этот кукловод контролирует правую руку и кукольную голову, сложнейшую часть конструкции. Он управляет губами, глазами, бровями, веками, языком.
Считается, что обучение искусству оми-дзукая требует 30 лет. Первое десятилетие человек служит аси-дзукай, следующие 10 исполняет задачи хидари-дзукай и лишь затем учится мастерству оми-дзукай.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-6.jpg)
Элементы кукол
Сама кукла – деревянная рама, напряженная в дорогие сложные костюмы. Движение тканей создает эффект перемещения персонажа. Подвижные части объекта – голова и руки. Как сказано выше, для контроля рук необходимы два человека. Это не случайно: все суставы и сочленения подвижны, каждый палец можно согнуть. Если необходимо поднять тяжелый предмет или что-то бросить, кукловод действует самостоятельно, «надевая» на себя руку куклы.
И кисти, и лицо оформляют белым лаком для привлечения зрительного внимания. Лицо обычно маленькое и непропорциональное; допустимо менять лица во время выступления. Некоторые фигуры сразу оснащены двумя лицами. Это необходимо для постановок про оборотней.
![](https://ojapan.ru/wp-content/uploads/2020/09/b-7.jpg)
Бунраку сегодня
Традиционный кукольный театр – популярное в Японии развлечение. Выступления стоят сравнительно недорого – порядка 2 500 йен за один билет. Цена определяется популярностью театра и городом, в котором организована пьеса. Большая часть театров работает в Осаке и Токио.
Видео
Узнать про Бунраку подробнее можно из видео: