Культура и традиции

Японский кукольный театр Бунраку


Бунраку – настоящая культурная жемчужина Страны восходящего солнца. Так называется традиционный кукольный театр, появившийся в Японии в незапамятные времена. Он, как и другие кукольные театры регионов планеты, развивался самостоятельно и независимо, поэтому имеет ряд специфических отличий от тех представлений, к которым мы привыкли с детства.

Традиционные постановки

История появления Бунраку

Ученые не могут сказать, кто и когда впервые придумал кукольные представления. Также невозможно определить, кто первым изобрел кукол Бунраку. Одно несомненно – любимые людьми на протяжении веков выступления не теряют своей актуальности. Театр признали наследием ЮНЕСКО, тем самым отметив его исключительную важность для планеты.

Изначально театр Японии Бунраку выглядел иначе: здесь не использовались куклы, но выступали музыканты и артисты. Именно они рассказывали историю. Команда постановщиков путешествовала по разным регионам страны, радуя слушателей балладами про войны и любовь, аристократию и славу. Театр преимущественно давал выступления под сямисэн – традиционный струнный музыкальный инструмент. Он сходен с балалайкой, имеет 3 струны. Пения под нежные звуки музыки пользовались любовью и простого люда, и аристократии тех времен.

Японский театр с музыкой и куклами появился как отклик на требования аудитории. Люди ждали большего зрелища, хотели участвовать в представлении. Чтобы вовлечь аудиторию, решили изменить представления. Считается, что кукольный формат существует с XVII столетия. Современного имени у него еще не было. Лишь в 1805 один из театров купил Уэмура Банракукэн – от его имени и образовано слово Бунраку. Прошло время, слово «бунраку» превратилось в нарицательное. Сейчас так называются все следующие традиции японские кукольные театры. В выступления они задействуют необычных кукол. Ранее персонажем управлял один кукловод, но со временем ввели фигуры, контролируемые несколькими профессионалами. Они двигаются за счет нескольких нитей, выглядят очень живо.

Кукольная игра

Традиционные куклы сделаны из натурального дерева. В работе участвовали лучшие художники эпохи. Готовый экземпляр покрывали лаком, лишь затем украшали нарядами. Одежду для кукол придумывали мастера швейного дела. Особенность хорошего кукольного наряда – проработка до мельчайших деталей. Результат такого кропотливого труда стоил больших денег, поэтому к нему относились бережно и даже благоговейно.

Симбиоз кукольного театра, танца и музыки

Особенность бунраку – сочетание сюжетной постановки, танцевальных элементов и песенного сказа. И сегодня представления проходят под нежные мелодии сямисэна. В некоторой степени Бунраку сродни другому известному театру Японии – кабуки. Все представления делят на бытовые и исторические. Считается, что лучшее представление дает команда из декламатора, кукольного мастера и музыканта, чей суммарный возраст – больше 200 лет.

Исторические пьесы Бунраку появились первыми. Они рассказывают про персонажей эпоса, события времен Сэнгоку. На основе этих представлений зародились бытовые постановки. Старинные пьесы включали 6 актов, но впоследствии сократились до пяти. Структура строго соответствует джо-ха-кю – принципу, подчинившему себе театр Но. Для бытовых пьес требования не так строги – они не относятся к высокому искусству, как исторические.

Классические японское искусство

Доподлинно известно, кто первым давал простые постановки – драматург Тикамацу Мондзаэмон и дзерури Такэмото Гидаю, жившие в XVII-XVIII веках. Тикамацу происходил из семьи самураев и был знатоком театра Но, но впоследствии заинтересовался дзерури и создавал пьесы для кабуки. Позднее он познакомился с Такэмото. Так началось их сотрудничество, плодотворное для культуры всей страны. Они сконцентрировались на конфликте желаний и обязанностей в обществе, эмоций и страстей. Такие человеческие темы распространены в драматических постановках всего мира, но в японском Бунраку им внимания не уделялось.

Через сочетание музыки сямисэна, традиционных японских танцев и впечатляющего рассказа с помощью кукол удалось поставить гуманистические, глубокие произведения. Души постых людей приковали внимание общества. Особенно популярными стали сюжеты самоубийства, неспособности справиться с конфликтом обязательства и желания. Зачастую пьесы основывали на реальных историях. Правда, оказалось, что постановки вдохновляют слушателей на прерывание жизни. Это стало причиной запрета выразительных пьес.

Необычные японские пьесы

Главные действующие лица

Для представления Бунраку нужны:

  • Актеры;
  • Чтец;
  • Музыканты.

К работе привлекаются женщины. Во времена, когда Бунраку появился, представления давали только женщины – и эта традиция сохранилась в кукольном театре и сейчас.

Главными героями любой пьесы считаются куклы. Рост одного экземпляра – около метра. Экспрессивность персонажа достижима подвижностью фигуры, обилием сочленений. Зачастую говорят, что в Бунраку куклы выразительнее любого человека, даже самого талантливого.

Гидайю – чтец

В каждом выступлении участвует один рассказчик-гидайю. Он произносит реплики всех героев и отвечает за природные звуки, имитацию выстрелов и иные эффекты. Его работа принципиально важна: если гидайю собьется, не удастся разобраться в происходящем.

Сложнейшая часть работы чтеца – произнесение реплик в строгом соответствии с движениями кукольных губ. Гидайю, наряженный в черное кимоно, все время выступления пребывает на помосте. Не существует перегородок, за которыми мог бы скрыться участник выступления. Занавес используется лишь в начале и конце пьесы.

Кукольное выступление

Кукловоды

Обычно на одну куклу приходится три кукловода:

  • Аси-дзукай;
  • Хидари-дзукай;
  • Оми-дзукай.

Аси-дзукай – младший из троицы. Он отвечает за ноги. Хидари-дзукай работает с левой рукой. Оми-дзукай – самая ответственная должность. Этот кукловод контролирует правую руку и кукольную голову, сложнейшую часть конструкции. Он управляет губами, глазами, бровями, веками, языком.

Считается, что обучение искусству оми-дзукая требует 30 лет. Первое десятилетие человек служит аси-дзукай, следующие 10 исполняет задачи хидари-дзукай и лишь затем учится мастерству оми-дзукай.

Бунраку – театр кукол

Элементы кукол

Сама кукла – деревянная рама, напряженная в дорогие сложные костюмы. Движение тканей создает эффект перемещения персонажа. Подвижные части объекта – голова и руки. Как сказано выше, для контроля рук необходимы два человека. Это не случайно: все суставы и сочленения подвижны, каждый палец можно согнуть. Если необходимо поднять тяжелый предмет или что-то бросить, кукловод действует самостоятельно, «надевая» на себя руку куклы.

И кисти, и лицо оформляют белым лаком для привлечения зрительного внимания. Лицо обычно маленькое и непропорциональное; допустимо менять лица во время выступления. Некоторые фигуры сразу оснащены двумя лицами. Это необходимо для постановок про оборотней.

Кукольные пьесы Бунраку

Бунраку сегодня

Традиционный кукольный театр – популярное в Японии развлечение. Выступления стоят сравнительно недорого – порядка 2 500 йен за один билет. Цена определяется популярностью театра и городом, в котором организована пьеса. Большая часть театров работает в Осаке и Токио.

Видео

Узнать про Бунраку подробнее можно из видео: