В синтоистской мифологии каппа, один из многочисленных представителей группы водных ками Суидзин. Их можно встретить в озерах, прудах, источниках, колодцах, ирригационных системах. Их часто изображают в образе змея, дракона, угря, рыбы, черепахи или каппа Главная благотворительная функция суидзин – очищать водоемы от бактерий, которые проникают туда от сточных вод.
Кто такой каппа
Согласно данным Университета Кокугакуйн (Университет Культуры и Классики), главную роль в вероисповедании ками сыграли женщины. С введением буддизма в 6 столетии практически все синтоистские божества поглощают буддистские признаки и в связи с такой смешанной традицией сложно идентифицировать происхождение многих синкретических божеств, в том числе каппа. Трудность усугубляется и тем, что очень немного художественных работ или каких-либо записанных рассказов в промежуток времени до 8 столетия.
Особенности существа
В синтоистской традиции Каппа (речной ребенок) известен как Кавако (Каварамбэ), речной ребенок, Каватаро (речной мальчик).
- Он пахнет как рыба и имеет тело черепахи, обезьянью голову, длинные волосы, ноги и руки с перепонками и кожу желто-зеленого цвета.
- Некоторые считают, что каппа способны менять цвет как хамелеон. У него рот похожий на птичий клюв и иногда морда обезьяны.
- Порой каппа изображают с черепашьим панцирем.
Каппа ненавидят разные металлические предметы и не переносят громкие звуки, похожие на взрывы хлопушек, фейерверки. Специфическая деталь Каппа – полая впадинка на голове, похожая на блюдце, в которой всегда находиться жидкость.
Впадины окружены волосами в неряшливом состоянии, и этот тип «прически» называют окаппа атама. Жидкость придаёт существу волшебные возможности. При встрече с водяным демоном нужно поклониться, как всякий вежливый японец обязательно поклониться в ответ. При этом жидкость выльется, он утратит свою власть (он даже может умереть, но сила этикета велика), и вынужден будет вернуться в свое водное царство, не причинив никому вреда.
Чем грозит встреча с каппа
Несмотря на небольшой размер (с 6-10 – летнего ребёнка) он обладает невероятной физической силой. Существо нападает на лошадей, крупный рогатый скот, людей, затаскивая свою добычу в воду. В глубине каппа, если верить разнообразным легендам, питается кровью жертвы или высасывает внутренности, не оставляя ничего кроме оболочки или извлекает печень через анус. В любом случае встреча с демоном не сулит ничего приятного.
Его называет иногда «сирокодама» – анусный вампир. Существуют фольклорные истории, в которых Каппа хватает маленьких детей и топит в воде, и во многих японских сельских районах об утоплениях говорят Гаппадоко, поскольку многих утопленников находили с опухшим задним проходом (из-за вздутия прямой кишки).
В других историях водяной описываются как любители женского пола. Но с дамами они общаются посредством грубости и просто-напросто насилуют их.
Каппа в большей степени обладает негативными чертами, но так бывает не всегда. Если демон доброжелателен, то он многому может научить, потому он замечательно играет в кости, умеет играть в сёги, владеет техникой сумо и обладает высокопрофессиональными знаниями в медицине. В Японии некоторые святыни посвящены полезным водяным.
Его много чего интересует в человеческой жизни, они понимают человеческую речь (японский язык) и могут говорить на японском языке. А ещё, каппа всем своим внешним видом вызывает доверие и если случается схватить его, он пообещает никогда не вредить, если его отпустят. Он всегда держит обещания, да к тому же всячески помогает впоследствии своим захватчикам. Даже, если каппа обманут людьми, он все равно оказывает помощь, таков этикет.
Каппа очень любит огурцы, и японские родители иногда писали имена своих детей на огурцах, бросали их в воду, прежде чем пойти купаться. Есть даже суши роллы, заполненные огурцами.
В искусстве и литературе
В период Эдо изображения Каппа часто появлялись в антологиях сверхъестественных историй, в смешных иллюстрациях (гига), в укиё-э, на картинках, сопровождавших стихи (хайга). В 1910 году знания о Каппа стали известны всем благодаря Тоно Моногатари (Легенды о Тоно) Янагида Кунио (1875-1962). В Легендах о Тоно были собраны разные истории о сверхъестественных существах области Тоно, включая рассказы о злом Каппа.
В современные дни изображается исключительно как симпатичный мультипликационный персонаж, появляясь регулярно в беллетристике, мультфильмах, как оригинальный талисман удачи в торговле.
В реальном мире термин «каппа» относится к моноклональной плазменной ячейке, связанной с костным мозгом.
Происхождение термина
Часть мифологов и фольклористов полагает, что Кава но Ками, упомянутое в Нихон Сёки (720) речное божество, одно из первых упоминаний.
Кто-то предположил, что термин каппа вначале был применен к младенцам, утопленным в реке. В старые времена очень бедные семьи не в состоянии прокормить детей, убивали новорожденных и выбрасывали тела в реку.
Ещё в одной теории, говорится, что сам термин появился в Японии в 16 веке благодаря португальским монахам. Одетые в плащи с капюшонами, которые сзади напоминали черепаший панцирь, как у водяного, и побритыми специфическим образом головами, также похожие на голову с впадинкой. Название плаща с капюшоном применили к волшебному существу.
Янагидо Кунио считают отцом японского фольклороведения, и его мнение имеет значение. Сравнивая разные названия в некоторых областях Японии, данные Каппа, он отметил, что к каппа обращаются «энко» — обезьяна. Энко появляется в известной буддистской притче китайского происхождения «Юаньхоу Чжуюэ» (Энко Сокугэцу). В притче группа обезьян пытается поймать отражение луны в воде, но все в итоге утонули.
Пословицы
«Каппа но Кава Нагарэ» – Даже Каппа может утонуть.
Водяной превосходные пловцы и, таким образом, пословица говорит о том, что даже и эксперт (в любой области) может совершить ошибку. И связанная пословица «Сару мо Ки Кара Отиру» – Даже обезьяны падают с дерева.
Каппа ещё традиционный соломенный плащ фермеров.