Интересное

Что такое харакири и сэппуку, в чём разница


Харакири, сэппуку – в чем разница между этими двумя понятиями? Существует ли между ними разница, в каких ситуациях применима сэппуку, а когда харакири. Поможет рассмотреть вопрос история, традиции Японии, древний кодекс самураев.

Что такое харакири

В Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину — превыше всего. Даже собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное, собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии, самураев.

Харакири бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание. Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей семьи.

Практиковали харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей, мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.

А чем делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая, специальные мечи, ножи. Особым вниманием важно виделить такие ножи как кугуносбу или танто.

О сэппуку

А что такое сэппуку, в чем состоит его отличие от харакири – это возвышенный ритуал, проводимый, если самураи покрывает себя позором. Если харакири предусматривает простое вспарывание живота, говор в простонародье бытовой вариант ритуального убийства собственно рукой – сэппуку это сложный в своем проведении, подготовке ритуал.

Как проводят ритуал сэппуку – самурай разрезал живот крестом, буквой Х, всего двумя движениями. Хотя в более поздние сроки применяли не такой болезненный метод, когда самурай просто втыкал в живот меч или же нож, наваливаясь всем телом. Такой способ самоубийства практиковали римские легионеры, плененные врагами, считая последний благородным способом ухода из жизни. Смерть от своей руки лучше, нежели плен.

В представлении художника

Главная разница, которая существует между данными понятиями – сам самурай, который совершал сэппуку, не должен кричать, корчиться от боли, падать. Он делал собственную смерть не просто ритуальным самоубийством – красивое священное действие, показывающее насколько его душа чиста, как он предан своему роду, хозяину.

Женщина из высшего сословия, жена самурая, также могла совершать ритуальное убийство собственно рукой. Правда проводился последний в упрощенном варианте, был не таким помпезным, как у мужчин, применяя исключительно ножи. Последними вскрывали яремную вену на шее или же вонзали, пронизывая сердце. Обязательно она обязана склонить голову на левую сторону. Это определенный символ, поза увядающего цветка, конины жизни. Проводилось ритуальное женское убийство от своей руки по правилам наедине с самим собой, без свидетелей – только так его признавали, как искупление.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу между небом — людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сэппуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.

Из известного фильма

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на законодательном уровне. На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра, вчера занимает немаловажное место.

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает — всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сэппуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя.

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии. Для сэппуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки.

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сэппуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди.

Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сэппуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.

Последние минуты

Говоря проще, харакири и сэппуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

О сэппуку: эволюция концепции

С исторической точки зрения, возможно, не существует более культовой формы самоубийства, чем сэппуку. Термин относятся к эстетическому и социальному ритуалу, исполняемому классом самураев. Сэппуку придавал человеку, совершающему самоубийство, посмертный героизм с сохранением чести его рода.

Асано Наганори совершает сэппуку в резиденции Тамура (по приказу пятого сёгуна Токугава Цунаёси)

Смерть обычно наступала не от самой раны, а от стремительного удара кайсякунина, который стоял наготове с длинным мечом и обезглавливал человека, совершающего сэппуку. В идеализированной форме это акт, который по своей сути символизирует решимость перед лицом смерти.

Для сословия самураев «смысл жизни понимался с точки зрения способности человека найти подходящее время и место для смерти».

Типичное сэппуку – принятие на себя ответственности. Сэппукунин, способный причинить себе сильную боль, должен быть крайне решительным человеком, и было много случаев, когда самураи вместо вспарывания живота себя предпочитали принять яд.

Период Хэйан

В условиях японской феодальной морали 自決дзикэцу (самоубийство) имело социальное значение сохранения чести своей и своей семьи посредством демонстрации решимости взять на себя ответственность за любой проступок и справиться с ним самостоятельно.

В сборнике сказок раннего периода Камакура «Дзёку кодзидан» есть история о Ясусукэ Хакамадарэ, с которым отождествляется Фудзивара-но Ясусукэ, аристократ и бандит, который совершил сэппуку в 988 году. Во время ареста он предпочёл покончить с собой, разрезав себе живот мечом и вытащив кишки. На следующий день он умер от полученных ран в тюрьме. Но это легендарная история, и сложно утверждать имела ли она место на самом деле.

Периоды Камакура и Намбакутё

В «Ёсицунэ-ки» («Хроника Ёсицунэ»), представляющую гунки моногатари («военная история»), в которой основное внимание уделяется легендам о Минамото-но Ёсицунэ и его последователях, говорится, что Минамото-но Ёсицунэ совершил сэппуку, будучи самураем. Однако книга написана в середине периода Муромати (1336–1573 гг.) и достоверно неизвестно, принято ли было совершать сэппуку воинам в конце периода Хэйан.

Минамото-но Ёсицунэ предпочёл умереть, выпотрошив себя, но как насчет клана Тайра? Большинство воинов дома Тайра (Хэйкэ) предпочитали совершать самоубийство посредством утопления.

Другими словами, до времени войны Гэнпэй сэппуку – не обязательное средство самоубийства для самураев. Возможно, оно утвердилось только в период Камакура (1185–1333 гг.). Пример – массовое самоубийство воинов клана Ходзё в конце сёгуната Камакура. Считается, что около 200 членов клана Ходзё совершили сэппуку.

В «Повести о доме Тайра» встречается много примеров самоубийства, но способы его разные, например, прыгнуть с лошади с мечом во рту, броситься в море в тяжёлых доспехах. До «эпохи воюющих провинций» (Сэнгоку) высокопоставленных воинов, попавших в плен, обезглавливали или, в зависимости от обстоятельств, наказывали отрубанием конечностей. Считается, что только после смерти Мунэхару Симидзу (военачальник в период Сэнгоку клана Мори) харакири стало почетной формой самоубийства для самурая.

Период Муромати/Сэнгоку

Концепция сэппуку постепенно изменилась со второй половины периода Сэнгоку, когда Хасиба Хидэёси, командовавший силами Ода Нобунага, осадил замок Биттю-Такамацу и потребовал жизни Мунэхару Симидзу из клана Мори, хозяина замка, в качестве условия мира. Мунэхару Симидзу чтобы сохранить жизни своих вассалов, совершил сэппуку.

Предполагается, что клан Мори потерявший контроль над морями, не имел ни войск для нападения на войска Оды, ни средств для перевозки припасов, чтобы выдержать осаду замка Такамацу, окруженного водно-болотистыми угодьями.

Мунэхару Симидзу приказал своим вассалам убраться в замке и привести себя в приличный вид. Он устроил прощальный банкет с сакэ и закусками, присланными Хидэёси. После этого он и четверо его сопровождающих самураев отправились на небольшой лодке к лагерю Хидэёси, с которым он обменялся чашкой сакэ. Исполнив ритуальный танец, самураи произнесли с покорностью фразу «Пересеките плавучий мир и сохраните имя воина во мху Такамацу» и покончили с собой. Хидэёси был настолько впечатлён, что восхвалял Мунэхару как истинный образец самурая.

Лидер 47 семи ронинов в их вендетте 1702 года, Оиси Ёсио

Период Эдо

Сэппуку в период Эдо стало эквивалентно смертной казни (斬首刑 дзансю-кэй обезглавливанию) простолюдинов, таким образом, самым суровым наказанием, которому подвергались самураи. Тем не менее, даже самураем не всегда приказывали совершить сэппуку, только когда он отметился бесчестным поступком. Например, даймё Мацукура Кацуиэ, правитель области Симабара, был признан виновным в восстании Симабара и приговорен к сэппуку. Однако с годами сэппуку стал больше формальностью и на самом деле его можно было назвать обезглавливанием (斬首刑).

В ранний период Эдо сэппуку имел характер мученичества.

Когда погибал феодал, многие его вассалы совершали сэппуку. В этом случае ритуал назывался ойбара追腹 и классифицировался как безграничная верность. Ради даймё Набэсима Кацусигэ, правителя княжества Сага, 26 человек добровольно совершили ойбара. Сэппуку в таком аспекте стало настолько популярным, что сёгунат строго запретил его в 1663 году.

Разница между харакири и сэпукку

И сэппуку切腹, и харакири腹切り записываются одними и теми же иероглифами. Только в «харакири» (от 腹 хара «живот» и切る киру «резать») обратный порядок кандзи и «кунное» или японское прочтение, сэппуку – «онное» прочтение.

Термин «харакири» восходит к христианским миссионерам в Японии, которые использовали его в уничижительном значении, чтобы дискредитировать традицию сэппуку.

Ритуал также называют:

  • каппуку割腹
  • тофуку屠腹
  • баппуку伐腹
  • дзанпуку斬腹

В Японии слово «харакири» практически не используется, и относится к грубому обозначению самоубийства, тогда как сэппуку – возвышенный термин для обозначения ритуального самоубийства, который несёт в себе этику, изложенную в бусидо.

Этическая сторона

Высказано предположение, что причина, по которой сэппуку стало обычаем, заключалась в древней вере в то, что истинная природа жизни заключена во внутренностях (это характерно не только для Японии). В японском языке есть такие выражения как «хара во ваттэ ханасу» を割って話す (говорить откровенно) «харагурой яцу» 黒い奴 (человек, который кажется добрым, но коварный в душе). Если душа обитает в животе, то вскрытие живота и демонстрация внутренних органов может показать истинные чувства человека. Если они «грязные», то это «харагурой яцу»; если нет, то «хара но кирэйнахито» 腹のきれいな人

Нитобэ Инадзо в «Бусидо» объясняет логику сэппуку: «Я открою место, где сидит мой дух, и покажу его вам. Вы сами увидите, нечистое оно или чистое».

Основные направления при вспарывании живота

В военных хрониках сохранились свидетельства, что в эпоху Воюющих провинций и в начале периода Эдо экстремальные методы рассечения живота и потрошения применялись без участия кайсякунина. Геморрагический шок или раздражение брюшины может возникнуть незамедлительно, что приводит к обмороку или атаксии, что делало процедуру сложной для выполнения, однако сообщалось и об «успешных» случаях.

  • Хитомодзи хара – живот разрезался по одной линии.
  • Дзюмондзи хара – живот вспарывался (тати, вакидзаси или танто) по прямой линии, затем вертикально вниз от солнечного сплетения до пупка. Однако чаще зайти так далеко было физически невозможно, и самурай (в отсутствии кайсякунина) вынимал лезвие и наносил себе в горло. Позднее сложилась практика кайсяку, помощника, который сопровождал сэппуку и отрубал голову.

Начиная с середины периода Эдо, сэппуку стало формальностью, вместо короткого меча его роль играл веер. Кайсякунэн отрубал голову в тот момент, когда человек делал жест разрезания живота веером или клал на него руку (огибара扇腹).

Последние минуты самурая

В период Эдо, когда сэппуку превратился в сложный ритуал, определилось кайсяку – действие, когда помощник отсекает жертве шею сзади мечом, чтобы уменьшить страдания.

Из мультика

В отличие от «простого» обезглавливания, кайсяку – достойный способ оказания помощи самураю, совершающему сэппуку. Иногда совершающий сэппуку лично просил близкого ему опытного самурая выступить в качестве его помощника. Человек, которого просят об этом, с достоинством принимает просьбу и выполняет заступничество. Отсечение головы – сложный навык. Это мог сделать человек, который практиковал дух и мастерски владел мечом.

Женское самоубийство

Ритуальное самоубийство женщин, ошибочно именуемое дзигай, практиковалось некоторыми женами самураев, совершивших сэппуку или навлекшись на себя бесчестье. Они перерезали шейные артерии одним ударом, используя танто или кайкэн. Главная цель – добиться быстрой и верной смерти и избежать плена. Перед самоубийством женщины связывали колени, чтобы тело находилось в «достойной позе», несмотря на предсмертные конвульсии.

Жена Онодера Дзюнай, одного из Сорока семи ронинов, готовится к самоубийству , Утагава Куниёси

Перед самоубийством женщины связывали колени, чтобы тело находилось в «достойной позе», несмотря на предсмертные конвульсии.

Кайкэн

Жены самураев, когда выходили замуж получали в приданое кайкэн, что указывало на то, что они смогут покончить жизнь самоубийством в случае критической ситуации, чтобы защитить свою репутацию.

Слово «дзигай» переводится как самоубийство (умереть, ранив собственное тело) без гендерных отличий. Современное слово для обозначения самоубийства – дзисацу 自殺. Синонимы – дзикэцу自決, дзидзин 自尽/自刃. Термин «дзигай», как женское ритуальное самоубийство, был введен в английский язык Лафкадио Херном в его книге «Japan: An Attempt at Interpretation». Профессор досовременной японской литературы и искусства Джошуа С. Мостоу отмечает, что Херн неверно истолковал термин «дзигай».

Харакири и Сеппуку в картинах древней Японии

Видео подготовка к ритуалу