Про бусидо слышали во всем мире, хотя и не каждый знает, что слово означает, какую систему ценностей подразумевает. Для японцев термин наполнен глубоким смыслом, отражает историю страны, идеи, на которых росли прошлые поколения, и правила, в соответствии с которыми совершенствовалось японское самурайское сообщество.
История
Кодекс воинов бусидо – система ценностей, правил, норм этикета, общих представлений, рекомендаций по поведению. Она касается взаимодействия в социуме, пребывания наедине со своими мыслями. Кодекс японского самурая регламентирует поступки, мысли, идеи, философские представления, мораль воинов. Набор правил обусловлен исторически сложившимися представлениями о прекрасном и правильном, базируется на традиционных ценностях жителей восточного архипелага. Как воинские принципы кодекс сформировался в 12-13 столетии. Его востребованность обусловлена тем, что наравне с правилами ведения боя свод включает этические ценности и прививает последователям представление о прекрасном, уважение к искусству. Путь воина (именно так переводится слово «бусидо») отражает суть самурайского сообщества как социальной благородной прослойки.
Кодекс самураев появился как логичный аспект жизни при сегунате на основе норм, бытовавших в социуме задолго до этого периода. Источники идей, отраженных в наборе норм – буддизм, синтоизм, труды Мэн-Цзы, Конфуция. Ключевые аспекты взяты из синто, гармонично объединившего представления о сверхъестественном, любовь к природе и окружающим, веру в душу, патриотизм. Ямамото Цунэтомо, составивший ключевую книгу пути буси, взял из синто идеи верноподданничества, любви к родной стране.
В период правления Токугавы Иэясу написано «Уложение о самурайских родах», детально регламентирующее поведение дома, на службе. Догматы пути буси расширены описанием жизни Такэды Сингена и «Начальными основами воинских искусств». Важнейшая для пути воина «Хагакурэ», составленная Ямамото, появилась в 1716-м. Собрание состояло из 11 книг и стало для воинского сословия своеобразной святыней.
Основные положения Бусидо
В период Камакура в Японии зародилось самурайское правительство, и было установлено наследственное военное сословие – самураи. Их обычно называли буси (武士воин) или букэ (武家военная семья). Принесенный из Китая в Японию дзэн-буддизм оказал большое влияние на самурайское общество, для которого была установлена система моральных и социальных норм, то, что можно называть прото-бусидо, – «Кюба но мити» (Путь скакуна и лука). Этот кодекс представлял своего рода физическую и нравственную подготовку, имеющую высокий идеал и провозглашавшую понятия долга, храбрости, презрения к смерти.
Однако сознание того, что «самурай живет ради господина и умирает с ним» не было господствующим. Так сохранялось, по крайней мере, до конца периода Муромати. Это было связано с тем, что отношения хозяина и слуги в те времена были договорными, приваривала идея, что цена благодарности – хоко (奉公/служение). В эпоху воюющих провинций самураи часто искали лучших условий и меняли хозяев.
Впервые слово «бусидо» упоминается в Коё Гункан – хронике военных подвигов даймё и полководца Такэда Сингэна. Бусидо здесь представляет технику выживания для отдельных воинов, и фокусируется на развитии личности. В Какун (家訓/Семейные заповеди) Тодо Такатора говорится, что «самурай не может называться самураем, если он не поменяет своего господина семь раз». Знаменитое высказывание Асакуры Норикагэ «Как бы не называли воина – собакой или домашней скотиной – главное для него победа» характеризуется холодной философией. Таким образом, на протяжении веков существовало несколько типов «концепций», интерпретация которых варьировалась в зависимости от самурайского клана. Самураи придерживались некоторых общих правил, но не было единого пути, которому должно было следовать все военное сословие.
На международном уровне Бусидо, как правило, ассоциируется с моральными нормами трактата Нитобэ Инадзо «Бусидо: душа Японии» (1900). Согласно Нитобэ Инадзо кодекс характеризуется восемью добродетелями.
Праведность (Ги/義)
Основное правило, применимое к личности и поведению воина, определяется способностью принимать рациональные решения без колебаний – «умереть, когда пришло время умереть, и атаковать, когда пришло время атаковать». Самураи верили, что битвы можно выиграть без насилия, но они также знали, что должны убивать, не моргнув глазом, если нет другого выхода. Они сражались с полной самоотдачей, потому что верили, что их дела благословлены и что их сила имеет божественное происхождение.
Честь (Мэйё/名誉)
Честь предполагает осознание личного достоинства и верность своим принципам. У воина только один судья чести – он сам. Самурай должен ценить привилегии и обязанности своего положения в обществе, бороться за свое доброе имя, оберегать его на протяжении всей жизни. Потеря воинской чести и достоинства делали жизнь самурая бессмысленной. В правилах самурайской жизни Нитобэ Инадзо пишет, что «стыд подобен шраму на дереве, который не исчезает, а разрастается со временем». Бесчестье для воина хуже смерти.
Верность и Долг (Тюги/忠義)
Первый иероглиф в слове «тюги» означает верность. Второй иероглиф – долг. Таким образом, это не только праведное поведение, но и преданность, идущая из сердца. Подобно мэйё, это добродетель, относящаяся как к поступкам самурая, так и к его внутренним убеждениям.
Уважение (Рэй/礼)
Идея, взятая из конфуцианства, что воин должен быть совершенным не только на поле боя. Ожидалось, что он станет образцом для подражания для всех людей. Скромность в речах и жестах, забота о других, эмпатия – вот атрибуты самурая. Высокое положение в социальной иерархии обязывало его жить достойно и всегда следовать условностям. Любое поведение, демонстрирующее невоспитанность или грубость, расценивалось как признак слабости и неуверенность в себе.
Сострадание (Дзин/仁)
Самурая – не обычный человек. Интенсивные тренировки делали его быстрым, сильным, ловким. Но навыки, которые он постоянно развивал, должны был быть полезными для всех, особенно для слабых. Самурай не отнимет жизнь у человека, если он заслуживает спасения, но тот, кто опозорился, не мог рассчитывать на такую милость.
Честность (Макото/誠)
Правдивость важнее вежливости и этикета. Если воин говорит, что он совершит действие, оно уже считается выполненным. Ничто не может этому помешать. Самураю нет необходимости «давать честное слово» или «обещать». Сказать и сделать – равноценно. Вассал, скрывающий от господина правду, считался вероломным. Для самурая считается правильным и желательным, не дать хозяину принять иррациональные решения, даже, если он мог заплатить за это своей жизнью.
Храбрость (Юки/勇気)
Для понимания этой заповеди нужно проанализировать кандзи, составляющие слово. 勇 означает мужество, героическую отвагу, 気 – разум или дух. Таким образом «юки» означает храбрость и доблесть, которые проявляются не только в подвигах воина, но представляют естественное состояние его души. Идея храбрости связана со справедливостью. Поступки, которые повергают опасности или риску жизни воина, отнюдь не показатель храбрости. Смерть, наступившая по недостойной причине, именовалась «собачьей». Самурай должен защищать господина любой ценой – на поле боя или в мирное время.
Характер и Самоконтроль (Дзисэй/自制)
Бусидо учит, что мужчина должен вести себя в соответствии с абсолютным моральным стандартом, который превосходит логику. Что правильно, то правильно, а что неправильно, то неправильно. Есть только разница между хорошим и плохим, между правильным и неправильным, а не аргументы, подлежащие обсуждению или оправданию. Обязанность самурая – прививать нравственные нормы детям через модель собственного поведения. Первая цель самурайского образования – формирование характера. Интеллектуальное превосходство ценилось, но самурай по существу был человеком действия.
Бусидо сегодня
После упразднения сословия самураев в результате Реставрации Мэйдзи, Япония создала современную армию. Но бусидо не исчез вместе с придумавшими его самураями. После модернизации философия бусидо была преобразована в современные боевые искусства, связанные с национализмом и включенные в общее образование. Японские националисты и военные лидеры продолжали апеллировать к этому культурному идеалу в начале 20-го века и во время Второй мировой войны.
Сегодня бусидо продолжает находить отклик в современной японской культуре. Акцент на мужестве, самоотречении и лояльности оказался особенно полезным для корпораций, стремящихся получить от своих «наемных работников» максимальный объем работы. Даже родилась такая фраза как «духовный деловой талант самурая», основанный на духе бусидо.
Часто задаваемые вопросы
Класс воинов начал развиваться как узнаваемая сущность примерно в 11 и 12 веках. Лидеры этого класса часто происходили из знати. Это были люди с образованием и соответствующим воспитанием. Кодекс начала разрабатываться, когда они начали размышлять о своем положении в обществе и о том, что значит быть воином (хотя, конечно, он менялся вследствие таких влияний, как дзен-буддизм, синтоизм, конфуцианство, а также модификаций в обществе и на поле боя).
Кроме того, важно понимать, что ученые-конфуцианцы размышляли о том, что значит быть настоящим джентльменом, и пришли к выводу, что такой человек способен как к военным, так и к литературным занятиям. Японцы рано унаследовали эту систему мышления, поэтому некоторые идеалы уже были безоговорочно приняты. Класс воинов правил страной около 650 лет, и их влияние – политическое, философское и даже художественное – просочилось в японское общество.
Это восходит к конфуцианскому идеалу баланса. Слово, используемое для выражения этого понятия на японском языке, уруваси / 麗しい — умный, благородный, впечатляющий человек, сочетающий в себе литературные познания и боевой дух. Изучение таких искусств, как чайная церемония, каллиграфия, изучение поэзии, и, конечно, фехтование или стрельбу из лука расширяло человеческое видение и понимание мира, давало средство для самореализации.
Видео
Подробнее о пути воина можно узнать из видео: