Культура и традиции

Бусидо – основные принципы в кодексе самурая

Про бусидо слышали во всем мире, хотя и не каждый знает, что слово означает, какую систему ценностей подразумевает. Для японцев термин наполнен глубоким смыслом, отражает историю страны, идеи, на которых росли прошлые поколения, и правила, в соответствии с которыми совершенствовалось японское самурайское сообщество.

Кодекс воинов

История

Кодекс воинов бусидо – система ценностей, правил, норм этикета, общих представлений, рекомендаций по поведению. Она касается взаимодействия в социуме, пребывания наедине со своими мыслями. Кодекс японского самурая регламентирует поступки, мысли, идеи, философские представления, мораль воинов. Набор правил обусловлен исторически сложившимися представлениями о прекрасном и правильном, базируется на традиционных ценностях жителей восточного архипелага. Как воинские принципы кодекс сформировался в 12-13 столетии. Его востребованность обусловлена тем, что наравне с правилами ведения боя свод включает этические ценности и прививает последователям представление о прекрасном, уважение к искусству. Путь воина (именно так переводится слово «бусидо») отражает суть самурайского сообщества как социальной благородной прослойки.

Самураи – благородные воины

Кодекс самураев появился как логичный аспект жизни при сегунате на основе норм, бытовавших в социуме задолго до этого периода. Источники идей, отраженных в наборе норм – буддизм, синтоизм, труды Мэн-Цзы, Конфуция. Ключевые аспекты взяты из синто, гармонично объединившего представления о сверхъестественном, любовь к природе и окружающим, веру в душу, патриотизм. Ямамото Цунэтомо, составивший ключевую книгу пути буси, взял из синто идеи верноподданничества, любви к родной стране.

В период правления Токугавы Иэясу написано «Уложение о самурайских родах», детально регламентирующее поведение дома, на службе. Догматы пути буси расширены описанием жизни Такэды Сингена и «Начальными основами воинских искусств». Важнейшая для пути воина «Хагакурэ», составленная Ямамото, появилась в 1716-м. Собрание состояло из 11 книг и стало для воинского сословия своеобразной святыней.

Путь воина

Основные положения Бусидо

Правила бусидо регламентируют повседневность самурая: философию, образ мыслей, поступки в личной жизни, особенности службы господину. Самурайский институт особенно важное значение играл в период правления Токугава – в 1600-1868 годы. Благородная социальная прослойка стремилась к познанию, подвигам; в 17 веке в моде были философские размышления и моральное совершенствование. 19 век и технический прогресс сделали самураев передовой линией освоения промышленности, политики, публицистики. Общество, сформированное правилами буси, переполнено национальным честолюбием, желанием видеть свою державу лучшей на планете.

Нормы и положения бусидо четко регламентированы, зафиксированы, расшифрованы в «Хагакурэ». Поведение каждого самурая подчиняется идеям чести, преданности, верности, совершенствования себя. Истинный самурай не боится смерти и готов в любой момент вступить в бой, пожертвовать жизнью во имя повелителя, умереть с улыбкой, какими бы страшными ни оказались муки. Одновременно он презирает желающих выжить любой ценой, ради этого пренебрегающих достижением цели.

«Хагакурэ» объясняет суть бусидо

Другая норма самурайского мышления, установленная путем воина – доблесть. Считается, что эта черта обязательна для воина; ее высочайшее проявление – безупречная служба повелителю. Беспрекословная преданность – базис прочих добродетелей. Эта идея бытует в японском обществе на протяжении веков. Хотя сейчас путь буси не столь актуален, как века тому назад, преданность остается основной идеей построения социума на архипелаге.

Честь с позиций свода самурайских правил – нечто обязательное, принципиально важное, исключительно значимое. Жизнь ценится меньше, нежели честь. В прошлом самурайское слово значило больше любой клятвы на бумаге; в противоположность этому самураи не клялись, считая такой поступок ущербом для чести, унижением. Любопытный момент: слова «ложь» в японском языке нет. Слово, переводимое на русский как «ложь», означает отрицание факта, правды. Честь в понимании самурайского кодекса – не присущее человеку исконно, но появляющееся у него с воспитанием, самосовершенствованием, развитием в себе соответствующих особенностей. Каждый следующий пути воина обязан закаляться физически и духовно, скрывая переживания и урезая потребности. Одновременно на людях он всегда должен прилично выглядеть, поскольку представляет господина.

Правила жизни самурая записаны в «Хагакурэ»

Честь, долг – особенности воина, вынуждающие его вести себя мужественно, благородно. Корни этих моральных принципов – в конфуцианстве. Конфуций считал, что человек, понимающий необходимость совершения поступка в силу долга, но пренебрегающий им, лишен мужества.

Стремление к самопознанию, культивируемое путем буси, основано на идеях синто. Мораль старинной японской религии – самопознание, глубокая рефлексия, ощущение бога внутри себя. Синто требует послушания внутреннему божеству, чей глас – родительский зов и мудрость прошлых поколений. Синтоизм – источник уверенности в государстве как средстве, охраняющем и защищающем каждого. Каноны синто призывают почитать правителя, дарующего землям порядок, мир. Бусидо, как и синто, требует почитания и подчинения родителям, предкам высших колен, правителю.

Наконец, важный аспект бусидо – забота о теле, самоотвержение и способность отказаться от собственного Я. Уничтожающий свое Я – это высший человек. Для воина долг – не собственное спасение; в бусидо нет места эгоизму, себялюбию, желанию получить награду. Истинный последователь учения – человек, чьи разум, чувства и сердце находятся в единстве и подчинены совести.

Видео

Подробнее о пути воина можно узнать из видео: